Найти в Дзене
ORDA

Дело Биртанова: потерпевший и свидетели дали свои показания

Заседание не прошло без громких споров: судья Ибрагим Алькенов, которому неоднократно заявляли отвод, снимал вопросы защиты. Адвокаты подсудимых настаивают на полном и объективном рассмотрении дела.

В столице продолжается судебный процесс по делу экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева, которых обвиняют в намеренном сокрытии неработоспособности медицинской платформы.

Сегодняшнее заседание было посвящено эпизоду с санавиацией. Представителем потерпевшей стороны – минздрава – выступил руководитель отдела юридической службы и государственных закупок Республиканского центра электронного здравоохранения Абай Идрисов.

Он прямо заявил, что его показания основаны на обвинительном акте, который ранее зачитали прокуроры, а множество вопросов адвокатов он оставил без ответа.

По словам Идрисова, экс-министр, почувствовав признаки КВИ, необоснованно воспользовался бортом санитарной авиации, когда возвращался из Тараза в столицу летом 2020 года. Это была правительственная командировка, в которой помимо Биртанова, были главы других министерств в составе межведомственной комиссии по борьбе с коронавирусной пандемией. В том числе и премьер-министр Аскар Мамин.

-2

Представитель минздрава утверждает, что для использования борта санитарной авиации существуют определённые нормативные правила, под которые не подходили обстоятельства Биртанова. Так, его ПЦР-тест показал отрицательный результат, а в таразских больницах в тот момент было 1 439 койко-мест. Сторона обвинения считает, что Биртанов мог принять медицинскую помощь в Таразе, не возвращаясь в столицу. По санитарному заданию длительность медицинской услуги, считая транспортировку Биртанова в Нур-Султан, заняла пять часов, что нанесло ущерб государству в чуть больше 5 миллионов тенге.

Сам Елжан Биртанов напоминает, что руководствовался только двумя документами: постановлением главного врача и приказом о возвращении обратно в столицу, подписанном главой кабинета министров – на тот момент Аскаром Маминым.

-3

«Мог ли Елжан Биртанов обратиться в больницы Тараза, если у него отрицательный ПЦР-тест. Как бы он мог обратиться за лечением, на основании чего?», – поинтересовался у представителя потерпевшего адвокат Серик Сагалиев, но Абай Идрисов посчитал, что не обладает должными компетенциями для чёткого ответа.

Тогда подсудимые задались вопросом, могут ли они допросить других представителей минздрава, если Абай Идрисов «не может ответить».

«Это же не принципиальные вопросы», – сказал судья Алькенов, чем вызвал новую волну негодования у адвокатов. Допрос продолжился, но по факту оставался на месте: на большинство вопросов Абай Идрисов не смог дать ответа. Например, на вопрос Биртанова о том, как был нанесён ущерб государству, если на борту санавиации ему так и не была оказана медицинская помощь.

Кроме того, в ходе заседания возникло противоречие, на которое обратила внимание сторона защиты: Идрисов утверждает, что второй ПЦР-тест показал положительный результат, однако позже сообщил, что Биртанов КВИ не заболевал вовсе. Идрисов заявил, что «в материалах дела указан диагноз – двусторонняя пневмония».

-4

На самом деле, Елжан Биртанов продемонстрировал прямо в ходе заседания паспорт здоровья в eGov, где указано, что в июне 2020 года экс-министр действительно болел коронавирусной инфекцией.

«Я хочу, чтобы вы понимали: не всё, что указывается в материалах дела, – правда. А многое и вовсе неправда», – подчеркнул Биртанов.

По ходу допроса представителя потерпевшего судья Ибрагим Алькенов неоднократно снимал вопросы стороны защиты. Так, не рассматривались вопросы: «Почему 5 миллионов, указанные в обвинительном акте, вообще считаются ущербом?», «Какие интересы службы были нарушены?», «Кто действовал вопреки интересам службы: Биртанов или другие должностные лица, которые должны были руководствоваться правилами?» и другие.

Кроме того, в зале суда прозвучал очередной отвод судье – его заявил подсудимый Олжас Абишев, который хотел задать свои вопросы представителю потерпевшего, однако судья Алькенов поспешил перейти к допросу свидетелей.

«Если вы сейчас не подчинитесь требованию суда, мы вас исключим. Переходим к допросу свидетелей. Вы мешаете судебному заседанию. Зададите вопрос позже, представитель потерпевшего будет присутствовать весь судебный процесс», – заявил председательствующий судья.

Заявленному отводу судья отказал, хотя отвод адресовался именно ему. Несмотря на доводы адвокатов и подсудимого, суд перешёл к допросу свидетеля. После этого Абишеву всё-таки предоставили возможность задать свои вопросы Абаю Идрисову.

-5

Свидетель Биржан Оспанов, будучи директором Национального координационного центра экстренной медицины, заявил, что «если бы что-нибудь произошло с Елжаном Амантаевичем в Таразе, он бы себе этого не простил». Так, почувствовав признаки КВИ, экс-министр связался именно с ним, после чего Биржан Оспанов дал команду подготовить рейс санитарной авиации.

Второй свидетель – старший врач координационного центра экстренной помощи Мария Бисимбаева это подтвердила: именно она была на тот момент на смене и получила звонок Биржана Оспанова, который дал устное распоряжение для транспортировки пациента из Тараза в Нур-Султан с признаками КВИ.

По итогу, Елжана Биртанова перевезли в столицу, где он снова сдал ПЦР-тест, показавший отрицательный результат. По словам экс-министра, из-за этого он в этот день продолжил работать, и только на следующий день после третьего ПЦР-теста, показавшем положительный результат, Биртанова госпитализировали в столичную инфекционную больницу.

Заседание продолжится завтра.

В чём обвиняют Елжана Биртанова?

Экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева обвиняют в намеренном сокрытии неработоспособности платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения.

Кроме того, Елжана Биртанова обвиняют в злоупотреблении полномочиями при использовании борта санитарной авиации летом 2020 года – в пик пандемии. По мнению гособвинителей, экс-министр использовал судно в личных целях. Сам Биртанов все обвинения в свой адрес отрицает и связывает их с со схемой отмывания медицинских препаратов фармацевтическими компаниями, которые вывозят медикаменты заграницу «под покровительством пограничной службы и правоохранительных органов».

По словам Елжана Биртанова, в январе 2018 года, после закупа лекарственных средств для бесплатной раздачи пациентам, Минздрав выявил списанные препараты на сумму 4 миллиарда тенге. Их должны были получить несуществующие люди.