Найти в Дзене
КиноМеломан

Грустная судьба Вячеслава Тихонова: он не принял перестройку и остался не у дел

Оглавление

Вячеслав Васильевич без всякого преувеличения был великим актером. Интересным, глубоким, интеллигентным. Одним из символов нашего кино. Таких как он в нашем кинематографе больше нет. И теперь вряд ли когда-нибудь будет. А ведь он мог стать и математиком, и ученым, и инженером. Но выбрал именно актерский путь.

Хулиганил и любил учиться

Тихонов всегда производил впечатление благородного и утонченного человека. В его облике было что-то от аристократа. Однако родился он в обычной советской семье в подмосковном Павловском Посаде. Отец работал механиком на текстильной фабрике, мать – воспитательницей в детском саду.

Слава внешне казался типичным «ботаником». Но это впечатление было совершенно обманчивым. Мальчуган любил похулиганить. Бывало, вместе со сверстниками обносил соседские сады. Баловался табачком. И даже набил себе на руке татуировку со своим именем. Через много лет она будет доставлять ему массу хлопот. На съемках ее придется прикрывать гримом или одеждой.

-2

При всем своем озорстве Слава любил учиться. Школьные учителя были парнем довольны. Он обожал точные науки – физику, математику. Всерьез интересовался историей. В будущем родители видели своего сына инженером, агрономом или математиком. Но когда грянула Великая Отечественная война, Тихонов пошел учиться на простого токаря. А потом отправился на завод – выполнять оборонзаказы.

Вечерами, когда тяжелейшие рабочие смены были позади, подросток проводил время в кинотеатре. Он по много раз с восхищением пересматривал старые советские картины, а его кумирами в те годы были Марк Бернес, Борис Бабочкин, Георгий Жженов, Николай Крючков. Магия кино его очаровала. После войны он и сам загорелся идеей стать актером.

-3

Когда Вячеслав сообщил о своем решении отцу с матерью, родители высказались категорически против. Мол, что ты там будешь делать с твоей-то светлой головой, золотыми руками да страстью к точным наукам. Но за внука вступилась бабушка: «Пусть попробует. Не получится – всегда сможет выбрать другую профессию». Тихонов подал документы во ВГИК. Но на экзаменах его завернули, сочтя не фотогеничным. Однако парня приметил педагог Борис Бибиков и решил взять его на свой курс.

Слишком красив для советского кино

В кино Тихонов дебютировал в драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Однако фильм не стал для него прорывом. Почти 10 лет молодой артист оставался в тени. В послевоенную пору ценились героические мужские типажи. Внешность же Вячеслава была слишком артистократичной. Его красивое, интеллигентное лицо очень не нравилось киношным начальникам. В итоге Тихонов вынужден был перебиваться проходными ролями.

-4

Но в 1956 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил актера на одну из ключевых ролей в свой фильм «Дело было в Пенькове». Чиновники снова возражали. Негоже, мол, городскому интеллигенту играть простого деревенского парня. Однако режиссер, прошедший войну, сумел настоять на своем. И не прогадал. Фильм Ростоцкого получился очень успешным, а Тихонова прославил на всю страну. Позже они еще не раз будут работать вместе и станут большими друзьями. Более того, эту дружбу они пронесут через всю жизнь.

Думаю, многие со мной согласятся, что самой главной киноработой Тихонова стала роль Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». За эту роль Вячеслав Васильевич получил премию КГБ СССР, а также звание народного артиста. С тех пор Штирлиц стал именем нарицательным. И именно с ним Тихонов ассоциируется до сих пор.

-5

Однако в фильмографии актера были и другие замечательные работы. И до, и после легендарного телефильма. Это князь Андрей Болконский в киноэпопее Бондарчука «Война и мир». Рядовой Стрельцов в военной драме «Они сражались за Родину». Учитель истории в мелодраме «Доживем до понедельника». Писатель в драме «Белый Бим Черное ухо», от которой даже закоренелые циники заливаются горючими слезами.

Это генерал КГБ в лихо закрученном детективе «ТАСС уполномочен заявить». Это бывший правительственный чиновник Кожемякин из драмы «Любовь с привилегиями или Городские подробности». Наверное, только такой интеллигентный актер как Тихонов мог так убедительно сыграть надменного заместителя министра. Помните финальную фразу его героя, обращенную к нам, простым людям? Вы все всегда будете зависеть от нас. И ведь правда же.

С Ириной Алферовой на съемках детектива «ТАСС уполномочен заявить»
С Ириной Алферовой на съемках детектива «ТАСС уполномочен заявить»

При этом сам актер с тем своим персонажем не имел ничего общего. Тихонов так и не принял перестройку, с ее гласностью, демократией и разгулом преступности в стране. Именно поэтому он не стал преподавать во ВГИКе. Наотрез отказывался от ролей криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников, не чистых на руку высокопоставленных военных, которых ему предлагали сыграть в перестроечном ширпотребе. И так и не смог «вписаться в рынок», встроиться в новую жизнь. В той самой новой России, «которую мы потеряли».

В последние годы своей жизни Тихонов практически не снимался. Много времени проводил в загородном доме на Николиной Горе. Одинокий, всеми забытый. А его последним появлением на экране стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». История известного датского писателя в чем-то оказалась похожа на взаимоотношения с женщинами самого Тихонова.

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.

#кино #актеры #фильмы #ссср #биографии #знаменитости #вячеслав тихонов