Привет! На связи Ксюша, препод по обществознанию в новой школе. Давай сегодня поговорим о важной теме по экономике - спрос и предложение. С 2022 г. этой теме в ЕГЭ посвящено новое задание № 21.
Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения).
Перед вами пример задания из открытого варианта ЕГЭ, опубликованного на сайте ФИПИ. В задании требуется проанализировать изменение предложения на рынке посуды в стране Z и ответить на соответствующие вопросы. Как это сделать? Изучить теорию по теме “спрос и предложение”, обучиться алгоритму решения задания №21, попрактиковаться.
Какую теорию нужно знать, чтобы решить это задание на максимум?
Во-первых, нужно знать значение ключевых терминов - спрос и предложение.
Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.
Во-вторых, необходимо знать факторы, влияющие на изменение величины спроса и предложения, так как во втором вопросе задания №21 необходимо объяснить, что могло вызвать изменение спроса или предложения.
Величина спроса — это количество товара определённого вида, который покупатели готовы приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.
Величина спроса может меняться вслед за ценой. Такое изменение представляет собой ценовой фактор спроса, выраженный в законе спроса. Закон спроса гласит, что повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.
Также, величина спроса может меняться по причинам, не связанным с ценой товара. Такие причины принято называть “неценовые факторы спроса”. К ним традиционно относят:
- цены на товары-субституты (взаимозаменяемые товары);
- цены на комплементарные (взаимодополняемые) товары;
- число покупателей;
- ожидания изменения цены;
- потребительские предпочтения;
- мода;
- доход потребителя.
Величина предложения — это количество товара определенного вида, который производители готовы предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.
Величина предложения также может изменяться вслед за ценой. Это изменение - ценовой фактор предложения, выраженный в законе предложения. Закон предложения заключается в том, что повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.
Кроме того, величина спроса может меняться по причинам, не связанным с ценой товара. Их принято называть “неценовые факторы предложения”. К следует относить:
- цены на ресурсы;
- технология производства;
- число продавцов на рынке;
- ожидания изменения цен;
- цены на другие товары;
- налоги и дотации.
Алгоритм выполнения задания 21:
1. Читаем первые предложения задания (до вопросов) и выделяем ключевые термины: тип рынка, предложение, спрос.
Например: На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара).
2. Изучаем график
Первый тип графика - изменение предложения (S):
Второй тип графика - изменение спроса (D):
3. Анализируем изменение цены по графику и отвечаем на первый вопрос (как изменилась равновесная цена?):
Равновесная цена - точка пересечения S и D.
- Первый показатель - пересечение с прямой без цифры (S или D)
- Второй показатель - пересечение с прямой с цифрой 1 (S1 или D1)
Примеры ответа на первый вопрос: равновесная цена выросла/равновесная цена снизилась.
4. Анализируем изменяемость спроса (предложения) по графику и отвечаем на второй вопрос (что могло вызвать такое изменение спроса/предложения?):
- Предложение выросло - стали больше производить/продавать;
- Предложение снизилось - стали меньше производить/продавать.
Спрос - это покупка. Изменение спроса - изменение покупок.
- Спрос вырос - стали больше покупать;
- Спрос снизился - стали меньше покупать.
Второй вопрос: «что могло вызвать такое предложения/спроса?». Можно упростить его формулировку:
Например: что могло вызывать увеличение спроса? -> почему стали больше покупать?
Ответ на второй вопрос:
- объясняем изменение, отраженное на графике (увеличилось или уменьшилось предложение/спрос)
- объясняем через неценовой фактор предложения/спроса или смоделированные причины с конкретным видом рынка (без дополнения про вид рынка не зачтут), т.е. вы пишите пример влияния неценового фактора предложения на конкретный рынок
Пример ответа на второй вопрос: предложение на рынке легковых автомобилей выросло, так как снизились таможенные пошлины на ввоз легковых автомобилей, и на рынке появились иностранные производители.
5. Отвечаем на последний вопрос (Как изменятся спрос и равновесная цена, если …?)
Анализируем ситуацию и определяем, вырастет спрос или нет. Определить это можно логически или опираясь на правила пропорциональности:
- Спрос и цена находятся в прямой пропорциональности – если растет спрос, растет цена; и наоборот - если уменьшается спрос, уменьшается цена.
- Предложение и цена находятся в обратной пропорциональности – если растет предложение, снижается цена; и наоборот - если уменьшается предложение, увеличивается цена.
На нашем курсе, который начнется в сентябре, мы учимся качественно решать каждое задание ЕГЭ по обществознанию. Записавшись на него сейчас, ты получишь доступ ко всем записям прошлогоднего курса. Пиши "Ксюша200" в сообщения группы - расскажем подробнее: vk.me/thenewschool_ege