Найти тему

Как решить задание №21 в ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл?

Привет! На связи Ксюша, препод по обществознанию в новой школе. Давай сегодня поговорим о важной теме по экономике - спрос и предложение. С 2022 г. этой теме в ЕГЭ посвящено новое задание № 21.

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения).

-2

Перед вами пример задания из открытого варианта ЕГЭ, опубликованного на сайте ФИПИ. В задании требуется проанализировать изменение предложения на рынке посуды в стране Z и ответить на соответствующие вопросы. Как это сделать? Изучить теорию по теме “спрос и предложение”, обучиться алгоритму решения задания №21, попрактиковаться.

Какую теорию нужно знать, чтобы решить это задание на максимум?

Во-первых, нужно знать значение ключевых терминов - спрос и предложение.

Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Во-вторых, необходимо знать факторы, влияющие на изменение величины спроса и предложения, так как во втором вопросе задания №21 необходимо объяснить, что могло вызвать изменение спроса или предложения.

Величина спроса — это количество товара определённого вида, который покупатели готовы приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Величина спроса может меняться вслед за ценой. Такое изменение представляет собой ценовой фактор спроса, выраженный в законе спроса. Закон спроса гласит, что повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Также, величина спроса может меняться по причинам, не связанным с ценой товара. Такие причины принято называть “неценовые факторы спроса”. К ним традиционно относят:

  • цены на товары-субституты (взаимозаменяемые товары);
  • цены на комплементарные (взаимодополняемые) товары;
  • число покупателей;
  • ожидания изменения цены;
  • потребительские предпочтения;
  • мода;
  • доход потребителя.

Величина предложения — это количество товара определенного вида, который производители готовы предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Величина предложения также может изменяться вслед за ценой. Это изменение - ценовой фактор предложения, выраженный в законе предложения. Закон предложения заключается в том, что повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

Кроме того, величина спроса может меняться по причинам, не связанным с ценой товара. Их принято называть “неценовые факторы предложения”. К следует относить:

  • цены на ресурсы;
  • технология производства;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания изменения цен;
  • цены на другие товары;
  • налоги и дотации.

Алгоритм выполнения задания 21:

1. Читаем первые предложения задания (до вопросов) и выделяем ключевые термины: тип рынка, предложение, спрос.

Например: На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара).

2. Изучаем график

Первый тип графика - изменение предложения (S):

P – цена, по этой линии смотрим изменение равновесной цены;  Q – количество товара, по этой линии смотрим изменение предложения; 
Кривые S и S1 – изменение предложения; 
Кривая D – спрос;
Равновесная цена – точки пересечения S и D;
P – цена, по этой линии смотрим изменение равновесной цены; Q – количество товара, по этой линии смотрим изменение предложения; Кривые S и S1 – изменение предложения; Кривая D – спрос; Равновесная цена – точки пересечения S и D;

Второй тип графика - изменение спроса (D):

P – цена, по этой линии смотрим изменение равновесной цены;  Q – количество товара, по этой линии смотрим изменение спроса; 
Кривые D и D1 – изменение спроса; 
Кривая S – предложение; 
Равновесная цена – точки пересечения S и D;
P – цена, по этой линии смотрим изменение равновесной цены; Q – количество товара, по этой линии смотрим изменение спроса; Кривые D и D1 – изменение спроса; Кривая S – предложение; Равновесная цена – точки пересечения S и D;

3. Анализируем изменение цены по графику и отвечаем на первый вопрос (как изменилась равновесная цена?):

Равновесная цена - точка пересечения S и D.

  • Первый показатель - пересечение с прямой без цифры (S или D)
  • Второй показатель - пересечение с прямой с цифрой 1 (S1 или D1)
Если точка пересечения S и D стала ниже, чем была, равновесная цена уменьшилась  
На этом графике красная точка - первый показатель, синяя точка - второй показатель. Вторая точка ниже первой, значит цена снизилась.
Если точка пересечения S и D стала ниже, чем была, равновесная цена уменьшилась На этом графике красная точка - первый показатель, синяя точка - второй показатель. Вторая точка ниже первой, значит цена снизилась.
Если точка пересечения S и D стала выше, чем была, равновесная цена увеличилась  
На этом графике красная точка - первый показатель, синяя точка - второй показатель. Вторая точка выше первой, значит цена выросла.
Если точка пересечения S и D стала выше, чем была, равновесная цена увеличилась На этом графике красная точка - первый показатель, синяя точка - второй показатель. Вторая точка выше первой, значит цена выросла.

Примеры ответа на первый вопрос: равновесная цена выросла/равновесная цена снизилась.

4. Анализируем изменяемость спроса (предложения) по графику и отвечаем на второй вопрос (что могло вызвать такое изменение спроса/предложения?):

Если стрелочка изменений от S (D) до S1 (D1) направлена влево (в сторону пересечения P и Q, т.е. нуля), то предложение (S) или спрос (D)  уменьшилось.  
На этом графике отражено изменение предложения: стрелочка влево, предложение (S) уменьшилось.
Если стрелочка изменений от S (D) до S1 (D1) направлена влево (в сторону пересечения P и Q, т.е. нуля), то предложение (S) или спрос (D) уменьшилось. На этом графике отражено изменение предложения: стрелочка влево, предложение (S) уменьшилось.
Если стрелочка изменений от S (D) до S1 (D1) направлена вправо (в ту же сторону, куда стрелочка Q), то предложение (S) или спрос (D) увеличилось.  
На этом графике отражено изменение спроса: стрелочка вправо, спрос (D) увеличился. 
Предложение - это продажа. Изменение предложение - изменение продаж.
Если стрелочка изменений от S (D) до S1 (D1) направлена вправо (в ту же сторону, куда стрелочка Q), то предложение (S) или спрос (D) увеличилось. На этом графике отражено изменение спроса: стрелочка вправо, спрос (D) увеличился. Предложение - это продажа. Изменение предложение - изменение продаж.
  • Предложение выросло - стали больше производить/продавать;
  • Предложение снизилось - стали меньше производить/продавать.

Спрос - это покупка. Изменение спроса - изменение покупок.

  • Спрос вырос - стали больше покупать;
  • Спрос снизился - стали меньше покупать.

Второй вопрос: «что могло вызвать такое предложения/спроса?». Можно упростить его формулировку:

Например: что могло вызывать увеличение спроса? -> почему стали больше покупать?

Ответ на второй вопрос:

  • объясняем изменение, отраженное на графике (увеличилось или уменьшилось предложение/спрос)
  • объясняем через неценовой фактор предложения/спроса или смоделированные причины с конкретным видом рынка (без дополнения про вид рынка не зачтут), т.е. вы пишите пример влияния неценового фактора предложения на конкретный рынок

Пример ответа на второй вопрос: предложение на рынке легковых автомобилей выросло, так как снизились таможенные пошлины на ввоз легковых автомобилей, и на рынке появились иностранные производители.

5. Отвечаем на последний вопрос (Как изменятся спрос и равновесная цена, если …?)

Анализируем ситуацию и определяем, вырастет спрос или нет. Определить это можно логически или опираясь на правила пропорциональности:

  • Спрос и цена находятся в прямой пропорциональности – если растет спрос, растет цена; и наоборот - если уменьшается спрос, уменьшается цена.
  • Предложение и цена находятся в обратной пропорциональности – если растет предложение, снижается цена; и наоборот - если уменьшается предложение, увеличивается цена.
На нашем курсе, который начнется в сентябре, мы учимся качественно решать каждое задание ЕГЭ по обществознанию. Записавшись на него сейчас, ты получишь доступ ко всем записям прошлогоднего курса. Пиши "Ксюша200" в сообщения группы - расскажем подробнее: vk.me/thenewschool_ege