Продолжение. Начало тут
Вообще-то, если посмотреть на этот фильм не как на наивное, пропагандистское революционно-патриотическое произведение для детей и юношества, а взрослым, вооруженным знаниями глазом, то картина представляется совершенно в другом свете. Перед нами очень изящный, очень качественный капустник с массой хохмочек и замаскированных насмешек на властью. И всегда можно легко отбрехаться перед начальством - да вы что, да это вам показалось, да это же фильм о красных героях.
Как уже говорилось, белогвардейский полк летом 1920 г. пробирается полями Северной Таврии в Крым к Врангелю. Непонятно где до этого бродил этот полк, так как Русская Армия под командованием барона Врангеля с февраля 1920 г. находилась в Крыму, а все Причерноморье, Приазовье и вся Северная Таврия давно уже находились под властью красных. И тем более, что в начале июня1920 г. Врангель начал наступление из Крыма и занял всю Северную Таврию и Екатеринославщину. Кстати, линия фронта красных и белых войск проходила почти в тех же местах, что и сейчас во время Специальной Военной Операции - Каховка - Запорожье- Мелитополь - Мариуполь - Волноваха.
Ну, ладно. Бродячий полк выбивает красных из Кропивниц. А Искремас в это время сидит под арестом. Обозвал председателя ревкома товарища Сердюка дураком, ничего не понимающим в искусстве. В итоге оказался на ревкомовском подвале. Но тут белые в городе, и т. Сердюк со своим писарем местным учителем Охримом отправляется на подвал к Искремасу. А последний, еще ничего не зная, увидев красное начальство в камере начинает качать права. Ну, как это потом делали в 37 году "жертвы репрессий".
Вот это "если будете в Москве...", очень напоминает прозвучавшее недавно на весь СССР крылатое - "ну, будете у нас на Колыме..." А эта странная фраза - "передайте товарищу Луначарскому..." И кто скажет, что это не стеб?
Но дальше еще смешней. Вызвали его не на расстрел, а чтобы он, как режиссер, организовал для вернувшейся законной власти гала-концерт. Так и сказали - гала-концерт. А белых офицеров играют три выдающихся советских режиссера.
Самый активный из них штабс-капитан в исполнении Владимира Наумова. Хоть это и белый офицер, но есть у меня очень большое подозрение, что в образе этого беляка авторы фильма изобразили своего куратора из Пятого Управления КГБ СССР. А Наумов его просто блестяще изобразил. Такая "редиска" - сверху белый , а внутри красный чекист.
Это еще один вооот такой болт на власть, такая детская месть нашим компетентным органам, которые использовали этих самых деятелей культуры в своих целях по охране государственной безопасности страны. Кого в качестве добровольных помощников, кого как доверенных лиц, а кого и как агентов. О распространенности такой практики спустя двадцать лет снял свой фильм "Как живете, караси?" Михаил Швейцер. Об этом фильме мы писали тут.
И куратор творческих работников предложил Искремасу для господ офицеров и их дам, а также освобожденного от красного ига населения. сделать гала- концерт. Но Искремас идейный, он не опускается до такой халтурки, он Шекспира хочет ставить.
Помилуйте, маэстро! Какой Шекспир! Кто его будет смотреть? Вы да я?.. Слепите на скорую руку дивертисментик — куплеты, еврейские рассказики, данс-апаш... Наши дамы вам помогут.
Это куратор еще культурно его уговаривает. Но Искремас же художник. Он никому не позволит вмешиваться в свое творчество. Он товарища Сердюка дураком назвал, своего, большевика. А тут какой-то куратор, жандармская рожа еврейские анекдоты рассказывать заставляет. Никогда.
Но пришлось куратору объяснить "тварцу" кто из них есть ху с горы.
Счастье ваше, что вы напали на человека мягкого, терпимого... Вот поймали мы двух местных комиссаров. Я и с ними по-человечески. Другой бы пристрелил на месте — а я нет! Я их буду судить. По закону. И повешу — тоже по закону... Короче говоря, засуньте свои убеждения в задницу! Идите и готовьте спектакль!..
Нет, какова сцена! Три выдающихся советских режиссера - Наумов, Хуциев и Воинов советуют киношному режиссеру Искремасу засунуть свои убеждения и делать, что говорит начальство. Для его же блага. А Хуциев еще и говорит : "От души советую". Со знанием дела. Знает что от кураторов можно ожидать. Ведь несколько лет назад у самого Хуциева покромсали "Заставу Ильича", а у Наумова с Аловым вот только что "Скверный анекдот" положили на полку.
Делать нечего отправился наш творец делать данс- апаш с прибывшими с белыми актрисками - Анютой и Маргаритой Власьевной. Вот побоялись авторы назвать Маргариту Софьей Власьевной, все-таки берега чуяли. Эта сценка репетиции просто восхитительна. Особенно восхитителен Лелик, который будто всю жизнь танцевал канкан в варьете.
— Но ведь это выйдет шансонетка!
— Выйдет именно то, что нужно! В этой белиберде появится зловещий юмор!.. Прошу!
А потом муки совести грызли нашего свободного художника. Ведь он поддался, он сделал то, что хотела власть.
Я не испугался их угроз. Ну что ж, они бы меня расстреляли. Подумаешь!.. Но я артист. Я должен ежедневно упражняться в ремесле как скрипач!.. И даже не в этом дело. Понимаешь, они мои враги!.. И я должен сражаться с ними. Всегда, в любых условиях. Ведь я же могу в самый пошлый фарс вложить иносказание, некий скрытый смысл.
Как говорится - а кто не пьет, скажи?
Но чтоб хоть как-то замаскировать приспособленчество Искремаса, авторы фильма вводят еще один персонаж - сельского киномеханика Пашку, который задолго до прибытия Искремаса начал нести культурку в массы города Кропивницы, крутить кино про жестоку любов на берегу Черного моря. Пашка должен символизировать в отличие от Искремаса абсолютное приспособленчество, беспринципность и безыдейность.
Играет Пашку Евгений Леонов. Первоначально эту роль предназначалась Евгению Евстигнееву, но тот захотел играть Искремаса. В итоге пригласили Леонова. И фильм от этого выиграл. Слишком уж страшным получился бы образ Пашки у Евстигнеева, задавил бы он лучезарного Лелика. Никаких кураторов не понадобилось бы изображать. А вот легкий, скромно улыбающийся Пашка в исполнении Леонова составил гармоничный ансамбль с Искремасом Табакова.
Особо надо рассказать о фильме, которую крутит в сельском клубе Пашка. Фильм немой и Пашка дает к нему свои комментарии. И комментарии разные для разной публики. Одни комментарии он делает для простых сельчан, вторые для белых, третьи для пришедшего на закрытый просмотр предревкома товарища Сердюка.
Эти шедевры сатиры и юмора, Пашкины комментарии, приведем полностью. Каждый под своим номером. Под номером 1 - для публики, 2- для белых, 3 для красных.
А товарищу Сердюку понравилось, только замечание сделал - зачем утонувшего ребенка с бароном Врангелем сравнивать. Это ж дитя невинное.
Авторы фильма хотят выставить Пашку мещанином и приспособленцем, который при любой власти "между струек" проскочит. А не получается. Слишком обаятелен Леонов, нету в его герое напыщенной "творческой" фанаберии, как у Искремаса. Этот образ у Леонова очень похож на Травкина из "Тридцать три" и Сарафанова-старшего из "Старшего сына". Простой, добрый человек, несущий людям радость. Не интересует их Шекспир. Кино Пашки полностью кроет театр Искремаса. Народ валом валит в иллюзион.
Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Папа, по-моему, ты на правильном пути. Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах?
Вот Пашка с Искремасом и местным маляром, самодеятельным художником-наивнистом Федором после баньки. Пьют самогон, закусывают раками и поют "Гори, гори моя звезда". А, по моему, никак эта песня не подходит для такого застолья. Понятно, что авторы должны были как-то оправдать название фильма, вот и вставили этот романс. Но больше бы подходило бы "На речке, на речке, да, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки."
Мечтает Искремас, что поставит в этой деревне гениальный спектакль, Федор нарисует декорации, а Пашка, приспособленец, будет продавать билеты. Потому как на большее он не способен. Пашка поинтересовался почему только билеты.
А потому Пашка, что меня и Федю движут по жизни высокие идеи. А тебя движут по жизни твои кривые ножки.
И Искремас снова уселся за стол. Пашка посмотрел на него с высокомерной улыбкой.
— Нет, братики, ошиблись! У меня тоже есть идея...
— Какая же? — поинтересовался Искремас.
— Выжить! — отчеканил иллюзионщик.
А ведь не выживет в сценарии Пашка. В фильме этот очень знаковый эпизод не вошел. Сдаст Пашку Искремас после освобождения города от белых предревкома т. Сердюку, как пособника белых, кино он белым крутил с неподобающими комментариями. И сделал это Искремас только ради того, чтобы завладеть помещением, которое т. Сердюк отдал Пашке для киносеансов. И Пашку арестуют со вполне предсказуемым для пособника белых исходом. Вот такие экзекуции творят советские творцы искусства.
А что другого можно ожидать от советской творческой интеллигенции, этих удивительных людей с ясными лицами? Все это очень хорошо показано у М. Швейцера в "Как живете, караси".
О других, очень интересных героях фильма в третьей части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.