Найти тему

Лето 2020; список литературы 9-го класса

Жаркое лето 2020... На планете уже полгода бушует Covid-19, эпидемиологические ограничения по всей стране вводятся с редким непостоянством. Тем же летом в Америке BLM-щики громят магазины. ТЕМ ЖЕ летом - митинги в Беларуси. Казалось, что весь мир разом сошёл с ума. Впрочем, до сих пор так кажется.

После окончания восьмого класса наш класс просто отдыхает, через год уже сдавать ОГЭ, но это мало кого волнует. Из ниоткуда выныривает летний список, сплошь набитый великой классикой. Не долго думая, я нахожу самые важные книги и принимаюсь за чтение.

Для лучшего запоминания, чтобы не перечитывать ничего уже в учебном году, придумываю конспектировать основные моменты книг в отдельной заметке в телефоне. Кроме того, вдруг с ходу удастся вычленить идеи автора? (не рассчитывайте на что-то прекрасное, всё же первый опыт)

Первая книга на очереди - "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" некоего Ричарда Баха. (мне просто понравилось название, кроме того, она оказалась очень короткой) Прочитал за один день и позже сделал первую запись в дневнике.

Фото из интернета, саму книгу не нашёл.
Фото из интернета, саму книгу не нашёл.

Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Вдохновляющая и красивая история.
Пусть и наивная и простая.

---

За весьма нейтральными словами "наивная и простая" скрывается самая инфоцыганская сущность этой книги. Она бессмысленна, нелепа. За ширмой "Глубокой идеи" здесь скрыта простая пустота и желание автора заработать денег с наивных читателей. Что-то на уровне "Алхимика" Пауло Коэльо, только в разы короче и проще. Вдохновляет, да, но душевный порыв вмиг испаряется, когда читатель закрывает книгу.

Ума не приложу, как это попало в список, однако оно бесспорно там было и я его прочитал.

Тем не менее, "Чайка" мне понравилась своей действительной красотой. Отсутствие смысла будто даже придаёт ей очаровательную лёгкость в моих глазах.

Следующее произведение (выбранное опять же по названию) - "Мёртвые души" Николая Васильевича Гоголя (Он же - Гоша, он же - Гога, он же - Гегель). Ожидал увидеть толстый том, а получил лишь тоненькую книжечку. Впрочем, то же можно сказать и о всех других книгах летнего списка.

Современные издания чередуются с советскими
Современные издания чередуются с советскими

Мëртвые души
В первой половине произведения Чичиков приезжает в город, знакомится с местными и объезжает всех знатных помещиков с целью купить мëртвые души. Помещики: Манилов - интеллигентный человек, живëт в счастливом браке и особенно не заботится о своëм поместье. , Собакевич - практичный человек видит во всех мошенников и воров, умеет грамотно обращаться со своим поместьем., Коробочка - вдова, боится , что еë обманут, и потому очень нерешительна, имеет маленькое поместье и потому заботится о нëм., Ноздрев - знатный мошенник, много врëт, зовëт всех друзьями, но никогда не упустит шанса их предать, часто играет но почти всегда проигрывает., Плюшкин - побитый жизнью помещик ,после смерти жены забросил своë поместье, а сам стал редким скрягой. Во второй половине главы горожане начинают уважать Чичикова и носить его на руках, но после приезда испуганной Коробочки про него появляются самые разные слухи из-за которых главный герой вынужден бежать из города. Чичиков - с самого детства научился искусству лести и аферизма, что не раз приводило его к славе и богатству, но также часто и уводило обратно, никогда не сдаëтся.
В произведении описаны различные образы людей, часто встречающихся в реальной жизни.

---

Заметка, вероятно, редактировалась уже во время учебного года.

На удивление, в романе (поэме - по определению автора) совсем не оказалось мистики. Но нашлось место символизму. Например образ государства Российского нашёл отражение в карете Чичикова, несущей негодяя вперёд через ямы и рытвины бесконечной дороги. При первом прочтении я этого, конечно же, не заметил. Был слишком увлечён двойственным смыслом названия. Ведь и Чичиков скупает мёртвые души, и самих помещиков с их пороками будет верно назвать "мёртвыми душами".

Говоря про лёгкость чтения - эта книга так же неожиданно проста, хоть автор и использует в обилии сложные предложения и извилистые метафоры.

Великое произведение, но вернусь я к нему лишь тогда, когда решу прочесть второй том.

После Гоголя мой взор упал на Радищева и его...

Путешествие из Петербурга в Москву
Совершая одноимённое путешествие ,по пути автор встречает примеры беззакония, рабства, разврата, несправедливости законов, вездесущей цензуры, беспредела со стороны влиятельных людей, плохого образования, злоупотребления своим высоким положением дворянством, несправедливости и лести придворных к своему господину -в современной ему России. Произведение содержит мощный призыв к революции крестьян ибо несправедливость по отношению к ним не будет вечной, Из-за этого книга должна была быть уничтожена в год выпуска. В конце книги Радищев высказал свое отношение к Ломоносову, по его мнению он новатор лишь в русском стихосложении, но не в других науках. Да, и он, также, был причиной стагнации того самого стихосложения, потому как авторы после него не решались использовать рваные строки или другой стихотворный размер кроме ямба.
+ ода "Вольность"

---

Радищев - герой своего времени. Он не только прямо указал на социальные проблемы и противоречия в Екатерининском государстве, но и предложил пути их решения. За это, конечно, был отправлен в ссылку.

На уроке нам объясняли, что в последней главе романа он восхваляет Ломоносова. Не знаю, у меня сложилось ровно обратное впечатление. И со вторым прочтением оно лишь закрепилось. Автор использует учёного лишь в качестве примера крестьянина, стремящегося к образованию.

Однако, несмотря на заслуги произведения, стоит признать, что читать его очень сложно. Слог тяжёл, да и сам русский язык уже порядком изменился с восемнадцатого века.

Далее - "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова. Я был уже немного знаком с этим романом, читал отрывок из главы "Максим Максимыч", когда попробовал решить вариант ОГЭ по литературе на РешуОГЭ. (Да, иногда на уроке информатики делать настолько нечего) Тогда я, естественно, подумал, что книга будет о Максиме Максимыче.

Кроме этого, помню, учительница предсказывала, что наш класс разделится на ненавистников и обожателей по отношению к главному герою. Так не случилось. Большинство как обычно ничего не прочитали, другие скрывали свои симпатии.

Гоголь на заднем плане улыбается
Гоголь на заднем плане улыбается

Герой нашего времени
Печорин знает людей и пользуется этим знанием, чтобы получить над ними власть, хотя порой сам не знает зачем. Он думает не сердцем, но разумом, любит сложности и преодолевать их.
У Печорина нет и не может быть друзей, но могут быть приятели, с которыми приятно общаться. Я не могу назвать его плохим человеком, потому что всегда хотел бы поступить подобным образом сам. Печорин не верит в судьбу.
Судьбы людей вокруг него рушатся по его вине, но его трудно в этом обвинить. Страдают и люди дорогие ему, но он и сам страдает из-за этого.
Также Печорин не может заниматься чем-то одним долгое время, ему это быстро наскучивает, что бы это ни было.
Главному герою одновременно и трудно, и легко жить в мире, где очень немногие его понимают. Его ум позволяет ему делать, что угодно, но мир для Печорина становится легче, проще, скучнее...
Развлекается он лишь с помощью контроля над другими людьми.
В главе Фаталист Печорин убеждается в том, что всë в этом мире предрешено и сколько бы он ни играл чужими судьбами он не сможет изменить свою. Осознав это Печорин погружается в великую скуку и с этого момента мечтает лишь об одном, прожить хотя-бы мгновение забыв о ней (скуке).

---

Обожаю главного героя, такой очаровательный мудак! По моему мнению - самый интересный персонаж русской литературы. (по крайней мере, один из...)

Печорин и по сей день сохраняет звание "героя нашего времени", но если раньше Лермонтов использовал это выражение с иронией, ведь в персонаже он соединил самые главные черты людей светского общества своего времени, то теперь Печорин стал "героем" в буквальном смысле. Я думаю весьма многие современные читатели хотели бы уметь так же тонко манипулировать людьми, или так же привлекать молодых дам. К тому же, миром правит капитализм, и в таких условиях люди, как Печорин (или Чичиков) оказываются как никогда в выигрыше, потому что им просто плевать на благополучие окружающих. Герою Лермонтова, конечно, плевать и на деньги, но сама игра, власть, им интересна.

После перерыва на перечитывание "Дня Триффидов" я вдруг решаю избрать следующим произведением "Мастера и Маргариту" Михаила Афанасьевича Булгакова. В списке этой книги нет, но почему бы и не попробовать - решаю я.

Мастер и Маргарита
Это определенно самая странная книга, что я читал, но странная в положительную сторону.
В романе рассказывается о том, как нечистая сила навещает Москву, для проведения бала, но несмотря на очевидные, казалось бы, факты колдовства, люди в Москве скорее поверят, что они свихнулись или попали под влияние гипнотизëра, чем признают существование магии.
Зло натворило немало ужасных вещей, и не меньше таковых произошло лишь из-за человеческой глупости, но, читая эту книгу, я не мог воспринимать их слишком серьезно, потому что на соседней странице меня поджидает говорящий чëрный упрямый кот - демон веселья.
Воланд - главный герой этого рассказа, но я не считаю его главным злодеем, все кто действительно пострадал от его действий были частично сами виноваты в этом, кроме Варенухи, возможно. К тому же дьявол не лишëн чести и всегда держит данное слово.
Несмотря на название романа можно ли считать Мастера или Маргариту главными героями? Думаю, да. Они оба жертвы , но не Воланда, а окружающего их общества. Воланд же скорее наоборот, помог им , благодаря ему они воссоединились и получили заслуженный покой.
Кстати о Бездомном, события в Москве не сломали его веру в атеизм, но повлияли по-другому, он бросил писать стихи и решил продолжить дело Мастера, но ,как и многие, получил психологический шрам на всю жизнь.

---

На тот момент я откровенно не понял романа. Что уж там! Я и сейчас его не до конца понимаю. Не из-за сложности, но скорее благодаря многогранности смыслов, заложенных автором.

Незадолго до чтения романа я посмотрел фильм "Сталкер" и вычленил из обоих произведений лишь один общий смысл: люди нашего времени перестают верить в чудеса (они не заметят его, даже увидев в упор) и из-за этого их жизнь лишается некой опоры, поддержки. Учёные-материалисты пытаются бороться с верой, с чудом, но нужна ли эта борьба людям, не оттого ли наш мир становится всё более несчастным? Не буду высказывать своего мнения по этому вопросу, время ещё не пришло.

Сейчас я большее внимание в рамках этого романа обращаю на эпизод смерти Берлиоза, Бала Сатаны и всю сюжетную линию Иешуа Га Ноцри (А там - весьма своеобразное понимание Евангельского сюжета).

Итог

В этой статье я рассказал о своём читательском опыте первой половины лета 2020 года. Это было - лишь самое начало. В дальнейшем записи в дневнике будут становиться всё длиннее и интереснее. За два года с тех пор произошло становление моего нынешнего мировоззрения и книги (с моими разборами) сыграли в этом процессе определяющую роль. За эти года я стал тем, кем являюсь и по сей день. Мне самому будет интересно в очередной раз пронаблюдать всё это...