Найти в Дзене
cubewan abides

(книга) Виктор Франкл "Сказать Жизни Да!"- сравнение с советским изданием книги "Человек в Поисках Смысла" (1990)

Ранее в моем Дзене про книгу Франкла «Человек в поисках смысла» https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкл,_Виктор
https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_в_поисках_смысла «Человек в поисках смысла» - книга психолога/невролога/психиатра Виктора Франкла, написанная им после заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау с 1942 по 1945 годы. Содержит две части: автобиографический очерк о жизни в концлагерях и разъяснение разработанного на этой основе психиатрического метода работы с больными — логотерапии. Заметки для будущей книги Франкл писал стенографическими знаками на клочках бумаги в тайне от других. Окончательно книга была написана через несколько месяцев после освобождения Франкла в 1945 году, а впервые опубликована в 1946 году в Вене под названием «И всё же сказать жизни "Да!"». Первоначально автор планировал опубликовать её анонимно, однако родственники и друзья убедили его поставить свою фамилию. К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была п

Ранее в моем Дзене про книгу Франкла «Человек в поисках смысла»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкл,_Виктор
https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_в_поисках_смысла

«Человек в поисках смысла» - книга психолога/невролога/психиатра Виктора Франкла, написанная им после заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау с 1942 по 1945 годы. Содержит две части: автобиографический очерк о жизни в концлагерях и разъяснение разработанного на этой основе психиатрического метода работы с больными — логотерапии.

Заметки для будущей книги Франкл писал стенографическими знаками на клочках бумаги в тайне от других. Окончательно книга была написана через несколько месяцев после освобождения Франкла в 1945 году, а впервые опубликована в 1946 году в Вене под названием «И всё же сказать жизни "Да!"». Первоначально автор планировал опубликовать её анонимно, однако родственники и друзья убедили его поставить свою фамилию. К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров[1].

В СССР в 1990 году вышел сборник работ Франкла под одноименным названием, в который оригинальное произведение вошло лишь как часть в сильно урезанной форме.  Остальное же содержание сборника представляет собой набор статей Франкла, в которых на каждой странице происходит жонглирование модными (особенно в его время) терминами: (Само)Трансцендирует, Экзистенциальный и прочее в различных вариантах с противоречащими мутными заворотами вокруг понятий Долга, Ответственности и Морали (чьё социально-политическое значение уведено во вселенское обобщение) ради завуалированного подтасования религиозной "Веры" под тему поиска смысла, что вылазит в конце книги: 

"Поэтому нет причин сомневаться в том, что даже у самой жалкой жизни есть свой смысл, и я надеюсь, что мне удалось показать это. Жизнь обладает безусловным смыслом, и нам нужна безусловная вера в это. Это важнее всего во времена, подобные нашему, когда человеку угрожает экзистенциальная фрустрация, фрустрация воли к смыслу, экзистенциальный вакуум."


Виктор Франкл известен прежде всего в качестве еврейского психолога, перенесшего на себе внушительный опыт фашистских концлагерей.
(см. внизу N.B. про противоречия и критику личности Франкла и его работы)

Именно поэтому особенной популярностью он позднее пользовался среди пенитенциарных учреждений, куда его часто приглашали с лекциями и также при работе с суицидальными пациентами. Но только сам факт невероятной способности к выживанию в тяжелейших условиях (читай, удачливости) Франкла прежде всего привлекал внимание к его личности, а не мутные словопостроения на подвешенном фундаменте догматики вокруг спекуляции на тему Долга и Ответственности. Люди хотели увидеть и услышать его, чтобы попытаться прочувствовать, что же в нем такого, что можно было бы развить и в себе, разгадать секрет... А его теории логотерапии обычно шли вторым эшелоном и были, по правде, не слишком эффективными...

"Логотерапия" - это своеобразное уговаривание пациента продолжать жить посредством софистических цепочек умозаключений с параллельным стимулированием в нем чувств ответственности и долга, и продолжать жить "ради" через завуалировано-религиозный страх (очевидно расплаты за невыполнение такого долга).

Виктор Франкл описывает своеобразного Человека, "вброшенного" в изначально ему как-бы-чуждый мир. И такой Человек "вброшен" уже с набором высоко моральных и нравственных идеалов, которые он теперь обязан взращивать на чужеродной почве посредством реализации какого-то безусловного смысла жизни (который в нем есть сам по себе), одновременно удивляясь и восторгаясь "случайно проявившейся" красоте окружающего мира...

Нетрудно предвосхитить мое разочарование, особенно разросшееся после главы "Психолог в Концлагере", где очень мало приводится воспоминаний Франкла, а содержание щедро разбавлено цитированием книги Коэна
E. A. Cohen. Human Behavior in the Concentration Camp. London, 1954. https://en.wikipedia.org/wiki/Elie_Aron_Cohen

Human behavior in the concentration camp; : Cohen, Élie Aron : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
-2

"Человек в поисках смысла: Сборник"
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3867997

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии).

-3

Аудиокнига на русском: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4912414
Год выпуска: 2015 г. Исполнитель: Олег Исаев • Издательство: "Предание" (Православный Портал) 
http://predanie.ru/ • Аудиокодек: MP3 Битрейт: 64 kbps / Моно / Время звучания: 17:58:54

Сборник статей буквально пестрит цитатами огромного количества часто незнакомых (
даже продвинутому в психологии читателю) авторов из области социологии, новой психологии, новой философии (особенно феноменологической) и прочее... Складывалось ощущение, что игра в цитаты - как искусственное средство придания значительности осуществляемого Франклом лого-психотерапевтическо-экзистенциального замутнения сознания ради "задурачивания" читателя с целью добровольного принятия им чисто религиозного подтекста всей затеи...

В огород раздувания объема - повторы в разных статьях содержания и примеров, использование  "То есть..." и "Другими словами...".. Это просто скучно и, как ни парадоксально...
бессмысленно ...если капнуть в поиск смысла содержания.

Аудиокнига вшибает в сон.... Хвала диктору (Исаев), который умудрялся, налетая на очередное слово-заверчение, резко сбавляя скорость чтения, не запинаться в терминологических заворотах...

Хорошо проспавшись, я в недоумении полез в сеть искать-смотреть, что же это такое происходит и обнаружил правду: оказывается, была, все же, выпущена на русском нормальная версия книги воспоминаний Франкла о своем времени в Концлагерях:
«Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере»

Виктор Франкл — Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере [2009, PDF/FB2/EPUB/MOBI, RUS]

-4

Она также в Сборнике книг Франкла: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3935809

Аудиоверсии книги:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4831015
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2815753

Для меня самый противоречивый момент этого произведения, который также оставлен и в урезанной версии - это указание Франклом на один интересный факт: "число заключенных, принятых в лагерь (то есть не умерщвленных сразу после прибытия) из составов с евреями, составляло в среднем около 10 процентов от числа людей, привезенных в Освенцим" (Центральная комиссия по расследованию преступлений Германии в Польше. Варшава, 1946).

Далее Франкл описывает процесс
ОТБОРА прибывающих как разделение группы на две подгруппы:

"Нам приказали оставить все вещи в вагоне, выйти и разделиться на две колонны - мужчин и женщин, - чтобы затем пройти мимо старшего офицера СС. И вот я вижу, как моя колонна человек за человеком идет мимо офицера СС. (...) Он стоит в непринужденной позе, правый локоть опирается на левую руку, правая рука приподнята, и указательный  палец делает едва заметные указующие движения - то налево, то направо, но гораздо чаще налево. Никто из нас не мог ни в малейшей степени представить себе то значение, которое имели эти легкие движения человеческого указательного пальца - то налево, то направо, но гораздо чаще налево. Теперь моя очередь. Эсэсовец оценивающе смотрит на меня, похоже, что удивляется или сомневается, и кладет мне обе руки на плечи. Я стараюсь выглядеть молодцевато, стою ровно и прямо. Он медленно поворачивает мои плечи, разворачивая меня вправо, - и я попадаю направо. Вечером мы узнали значение этой игры указательным пальцем - это была первая селекция!  Первое решение: быть или не быть. Для огромного большинства из нашего транспорта, около 90 процентов, это был смертный приговор." 


! Но, затем, Франкл как ни в чем не бывало продолжает свой психологический рассказ,
по-тихому перенося эти 10% процентов на ВСЁ население планеты....

Он осуществляет психологическую оценку и аналогии в этом обобщающем ключе. И я говорю себе - СТОП, что за фигня!  Франкл не имеет право так поступать и удивляться, например, что количество самоубийств в лагере было небольшим и прочее...

Франкл странно замазывает исключительно важную функцию отбирающего офицера как
интуитивный отбор того контингента, который наиболее эффективно начнет осуществлять требуемые задачи. Офицер же не просто так наугад производил отбор. Это же само-обучающаяся система, основывающая свои суждения на имеющемся и непрерывно расширяющемся опыте работы с прибывающим человеческим "раб-материалом". Офицер осуществлял не столько физический, сколько интуитивный конституционально-психологический отбор. Я думаю, что  это никак нельзя сбрасывать со счетов. А Франкл тему замазывает, что ему распускает руки для обобщения своих размышлений о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ в МИРОВОМ понимании....

Для читателя этого произведения будет очень наивным производить нравственную характерологическую оценку со своей личной точки зрения -
"Вот если бы  я там оказался"... Читатель просто мог бы и не оказаться в тех 10% отбора. Получается парадокс - до тех пор пока ты лично на своей шкуре не испытаешь описанные жуткие вещи, это будет лишь абстракцией и "развлечением-страшилкой"...  Никак нельзя обобщать предлагаемые данные во всемирно-человеческую сферу.

Все, что происходило в лагерях - представляет собой отграниченное от мира мощными сдерживающими границами явление.

И единственное, что можно аналогией вынести оттуда в обобщение -
это адаптивность человека буквально ко всему, понимание, что круг вещей, необходимых человеку для выживания невообразимо мал и округляется под внешние причины. Осознание этого помогает взглянуть на текущую социально-политическую реальность в ином свете.

Но никак нельзя пафосно подводить сюда разговоры о поиске СМЫСЛА ЖИЗНИ вообще. Это обман (и очевидно самообман) осуществляемый Франклом. Причем, невероятно эффективно!

Интересно, как Франкл описывает свои инструменты работы с отчаявшимся человеком:

"Речь идет о двух мужчинах, которые в своих разговорах выражали намерение покончить с собой. Оба объясняли его одинаково и вполне типично: «Мне больше нечего ждать от жизни». И все-таки удалось доказать каждому из них: жизнь чего-то ждет от него самого, что-то важное ждет его в будущем. И действительно, оказалось, что одного ждал на чужбине его обожаемый ребенок. Другого не ждал никто персонально, но его ждало дело. Он был ученым, готовил и издавал серию книг; она осталась неоконченной. Сделать эту работу вместо него не мог бы никто, в ней он был, собственно говоря, так же незаменим, как отец незаменим для своего ребенка. Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать — в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство ответственности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как."


Здесь можно заметить, как ловко также подводится религиозный подтекст, путем одушевления "ждущего" от объекта - а что же это, как не манифестация некоего "одушевленного" существа... т.е. Бога?

Далее, когда Франкл описывает состояние освободившихся и вернувшихся людей, они обнаруживают, что то, ради чего они якобы стремились продолжать жить - отсутствует. Это оказывается, был самообман...
Конечно же это был самый настоящий самообман! Но Франкл, естественно, замазывает шаткую почву осознания человеком своего одурачивания, необходимостью продолжения психотерапии и все такое... давит своей личностью, как типично и происходит.

Прикол в том, что создание в отчаявшемся человеке иллюзии долга перед "кем-то там вовне" помогло тому лишь смириться и продолжать существовать в текущем изолированном окружении и времени, но как только обстоятельства изменились - вся ложь и обман подтасовки заявили о себе...

К тому же - нацисты ведь сами были заинтересованы в том, чтобы их заключенные в лагерях не отчаивались и продолжали работать на остатках своего здоровья... Здесь еще одна подтасовка и, возможно, причины снисходительного отношения к Франклу со стороны Лагерного руководства -
ведь Франкл, считая что действует лишь во благо заключенных, играл тем самым на руку тиранам, высасывающим из сопротивляющихся последние крохи сил....  гора на гору... кто кого... (см. N.B.)

Представим, что некий "психологический" вирус обитает в лагере и что каждая новоприбывшая и прошедшая отбор колонна заключенных в первый же вечер кончает с собой самоудушением... И так раз за разом... Все умирают, работать некому... Что же тогда? Как действовать руководству?... (см. N.B.)


Еще обратили на себя в книге моменты:

• Ложь (особенно как Недоговаривание правды) - эффективнейшее средство Манипуляции на все времена: 

"Двери вагона рывком распахиваются, и в него врывается небольшая свора заключенных в обычной полосатой одежде, наголо остриженных,  однако выглядевших явно сытыми. Они говорят на всех возможных европейских языках, но с неизменной напускной жизнерадостностью,  которая в этот момент и в этой ситуации выглядит гротескно. Они выглядят неплохо, эти люди, они явно в хорошем расположении духа и даже смеются. (...) Тогда мы еще не знали  ничего о том, что существует "элита" - группа заключенных,  предназначенных для того, чтобы встречать составы с тысячами людей, ежедневно прибывающие на вокзал Освенцим, то есть забирать их багаж вместе с хранящимися или спрятанными в нем ценностями (...)

(...) ночью появились грузовики с эсэсовцами, передавшими приказ немедленно очистить лагерь. Последние оставшиеся здесь заключенные должны быть немедленно доставлены в центральный лагерь, откуда их в течение 48 часов переправят в Швейцарию, где обменяют на военнопленных. Эсэсовцев, прибывших с грузовиками, не узнать — так дружески уговаривают они нас оставить всякий страх и радоваться полученному прекрасному шансу. И вот уже все, кто еще в силах карабкаться, карабкаются на грузовики, с трудом втаскивают туда больных и полностью ослабевших. Мы с коллегой, уже не пряча своих рюкзаков, стоим наготове. (...) но главный врач почему-то нас обходит. Те 13 отъезжают, мы оба ошеломлены, разочарованы, озлоблены  (...) Через несколько недель передо мной лежали фотографии, сделанные в одном из маленьких лагерей недалеко от нашего. Моих пациентов привезли сюда, заперли в бараке и сожгли барак вместе с ними. Я видел на снимках их полу обугленные трупы...



Спиритический Сеанс в Лагере с предсказуемо поверхностной интерпретацией происшедшего Франклом: "Просто совпало!"

Минуты так остро желаемого одиночества вокруг трупов в Лазарете. Одиночество в лагере - это было невозможное достижение!

Фантазии о своем ярком будущем, диктуемые чувством невыносимого существования и как интересно Франкл нащупывает "мистическую" подоплеку, что "необходимо видеть себя в будущем чтобы выжить".

• Контраст иллюзорной сфабрикованной "человеческой" реальности и остального животного и растительного мира:

"И снова ты часами долбишь землю, и снова подходит конвоир, чтобы немного поиздеваться над тобой, и снова ты начинаешь свой диалог с любимой. И все больше ощущаешь ее присутствие, все явственнее чувствуешь: она рядом. И кажется, что можно к ней прикоснуться, что стоит протянуть руку — и ее рука протянется тебе навстречу. Вот — что это? Какая-то птичка беззвучно пролетела мимо, села на кучу выкопанной тобой земли и пристально, спокойно рассматривает тебя."



• Как чувство голода и невозможность избегания боли и холода меняют психологию и жизненные, даже духовные ценности личности. Но здесь нельзя размышлять и предвосхищать свои реакции, находясь в уюте и тишине - если подобное случится, человек сам с удивлением для себя узнает, на что он способен... Это всегда будет сюрприз для него самого...

• Излечение от неврозов и отсутствие ожидаемых проблем со здоровьем, о привыкании ко всему:

"Те из нас, кто изучал медицину, имели возможность убедиться: учебники лгут! (...) разумеется, пришлось забыть о зубных щетках, разумеется, мы испытывали жесточайший авитаминоз, но состояние десен было лучше, чем когда-либо раньше, в периоды самого здорового питания. Да мало ли что еще оказалось возможным! Полгода носить одну рубашку, пока она буквально не истлеет на теле, много дней подряд не умываться, потому что замерз водопровод, не мыть руки, вечно грязные от земляных работ, и обойтись без ран и воспалений — правда, до тех лишь пор, пока не начались отморожения. Или: человек, которого прежде будил малейший шорох в соседней комнате, сейчас засыпает, едва свалившись на нары, спит бок о бок с товарищем, храпящим ему в самое ухо. Приходишь к выводу, что прав был Достоевский, определив человека как существо, которое ко всему привыкает. Если бы нас спросили, насколько это верно, мы бы ответили: «Да, это так. Человек ко всему привыкает. Но не спрашивайте нас — как».


Парадоксальный вещий сон одного композитора с предсказанием ему его даты освобождения из Лагеря (как оказалось даты смерти). Он внезапно заболел накануне этой даты... Многозначность трактовок...

Неизбежность привычки к ужасам:

(...) он берет мертвого за ноги, сбрасывает в узкий проход между двумя рядами досок, на которых лежат, справа и слева, 50 больных в лихорадке, и волочит по бугристому земляному полу к выходу. Там есть две ступеньки — вверх и вниз, — вечная проблема для нас, обессилевших от голода. Без помощи рук, не цепляясь за дверные косяки, одними усилиями ног мы давно уже не можем перевалить собственный вес через два двадцатисантиметровых барьера. И вот теперь надо протащить по этим ступенькам труп — сначала наверх, потом вниз. А человек, занятый этим, тоже обессилен. Сначала он выволакивает ноги, потом — туловище, потом мы слышим неприятное постукивание головы о ступеньки. Тем временем в барак втаскивают обед — бочку жидкого супа. Его быстро раздают, быстро поедают. Мое место напротив входа, на другом конце барака, рядом с единственным маленьким окном, находящимся почти на уровне земли. Обхватив свою миску, я грею об нее окоченевшие руки и, хлебая суп, оборачиваюсь к окну. Оттуда на меня широко раскрытыми глазами смотрит этот труп. Еще два часа назад мы с ним разговаривали! Я продолжаю хлебать...



Резюмируя: Читать нужно сразу книгу «Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере» и не тратить время на сборник "Человек в поисках смысла жизни" от которого польза разве что в улучшении качества сна....

«Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере» - одна из необходимых для прочтения книг. Несмотря на абстракции, обобщения и вырванности из контекста, во многом благодаря своей сухой беспощадности книга обеспечила себе вневременное существование.

Но нужно подходить к прочтению с пониманием тех 10% отбора и что читатель не может предугадать, как сам поведет в подобной ситуации. Важнее всего из книги понять тот факт, что мы приходим в это мир без вещей и уходим также. Много нам в развитии нашей жизни навязано лишнего, без чего можно прекрасно обходиться.  Человек (да и весь окружающий мир) и сейчас еще далеко не до конца изучен и наш организм способен преподносить сюрпризы адаптации и исцеления:

"Те из нас, кто изучал медицину, имели возможность убедиться: учебники лгут! "


Нужна смелость взглянуть на свое существование без необходимости спрашивать о Смысле, ведь сам вопрос о Смысле возникает лишь внутри нашей головы, а мы переносим его вовне и прикидываем обратно на себя, обманываясь правомочностью переноса.

Настолько же бессмысленно спрашивать о Смысле Жизни Всего Вообще, как и использовать саму постановку подобного вопроса к себе. Ошибка заключена не столько в вопросе о смысле, а сколько в желании формулировать подобное сомнение-вопрос.

Такое желание - иллюзия интерпретации нашего мира с неверной точки, что приводит лишь к парадоксам и неизбежно возвращает к религии, чему яркий пример Виктор Франкл.

А в частном случае оно пугает пониманием Смысла Человеческой Жизни в шопенгауэровском контексте - как уникальная возможность именно для человека волевым актом отринуть "Волю к Жизни" как явление вообще по причине вечной  бессмысленной игры в страдание/удовольствие, играющее со своими созданиями-жертвами.

N.B. Однако, с личностью Виктора Франкла и его работой в концлагерях и после них далеко не все так просто, с чем можно ознакомиться прочитав для контраста критику от Томаса Саса: Томас Сас против Виктора Франкла — Жить, несмотря ни на что или иметь право на самоубийство?