Найти тему

Фильмы о подростках — будущее нашего кино? «Межсезонье» Александра Ханта.

«Мечтателей» в депрессивно-русском свете заказывали? А большой клип на песни «Дайте танк»? Александр Хант даст вам и то, и другое.

Фильмы о подростках набирают популярность этим летом: помимо «Межсезонья» в прокат выходят «Страна Саша» Юлии Трофимовой и «Асфальтовое солнце» Ильи Хотиненко. Время сейчас такое, видимо. Хочется снимать кино о поиске себя, свободы и любви.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Начинается «Межсезонье» как типичная драма о подростках, которая ощутимо бьет по воспоминаниям о родителях. Тут полный набор: гиперопека, непонимание со стороны взрослых, грубость и попытки запихнуть детей в рамки общепринятого. Первоначально кино кажется даже скучным, а основная мысль довольно поверхностной. Да, предыдущее поколение страдает, но ничего менять не хочет. Да, они закостенели в своем мире и боятся сказать лишнее слово. Борьба отцов и детей вечна, в конце концов, и сказать об этом иначе довольно сложно.

В какой-то момент главные герои фильма, Саша и Даня, даже начинают снимать свое документальное кино с околокритикой современного общества. В этот момент хочется по-снобистски закатить глаза и сказать «однако, вторично».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но чем дальше идет фильм, тем больше нарастает ощущение надвигающейся трагедии. Подростки сбегают из дома, и каждое их последующее действие влечет за собой все больше проблем, решить которые становится нереально.

Постепенно «Межсезонье» превращается в пугающую сказку. Это те самые русские легенды, от которых становится трудно дышать. Их красота смешивается с непонятно откуда взявшейся паникой, от которой выражение «ледянящая кровь история» становится более понятной. Героям уже не вернуться в обычный мир: они зашли слишком далеко, преобразовали себя до такой степени, что им уже не выжить в привычном окружении.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если в самом начале хочется критиковать режиссера за такое штампованное отношение к сюжету, то ближе к концу полностью погружаешься в атмосферу и начинаешь мысленно готовить себя к финалу.

«Мы смотрим российское авторское, ну ты бы еще от Звягинцева ждала радостной комедии со счастливым финалом», — говорила себе я. А события, тем временем, закручивались так, что верить в лучшее становилось все сложнее. Это полное погружение в межсезонье — тот самый переходный период, когда мир кажется зыбким и нереальным. Разрушающимся.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

За события, происходящие в лесу, отдельное спасибо. Есть в этом какой-то отчаянный крик-просьба о свободе, в этом последнем вздохе любви перед смертью. Лес и природа — то, что поглощает человека и спасает одновременно. После нее (мини-спойлер!) захотелось посидеть зимой в ванной, стоящей на костре, и побегать в развевающейся белой юбке по зимнему лесу.

Фильм, который первоначально кажется очередной драмой о подростковом бунте и тупых родителях, превращается в крик отчаяния. Вы обратите внимание на наш голос, чего бы нам это ни стоило. Мы пойдем до конца. Ради нас.