Саша Баттьяни
Октябрь 2013 журналист Саша Баттьяни начинает писать письмо, письмо себе.
За семь лет до этого коллега журналиста положила ему на рабочий стол газетную страницу с вопросом: «И что же это у тебя за семья?»
Действительно, что же за семья Баттьяни? – Известная аристократическая семья Венгрии, члены которой были и премьер-министрами, и причислялись к лику блаженных за врачебные заслуги, достойная семья.
Почему же статья в газете называлась «Хозяйка Ада»?
Почему на фотографии к статье двоюродная бабушка журналиста Маргит Баттьяни?
Вот с этих «почему?» начинается журналистское расследование Саши Баттьяни, материалы которого потом лягут в основу книги в жанре литературного репортажа «И при чем здесь я?»
О чем была статья «Хозяйка Ада»
В марте 1945 года в австрийском пограничном городе Рехниц графиня Маргит Баттьяни – Тиссен устроила вечеринку для нацистов. Около полуночи, в качестве десерта, она приказала собрать в конюшне евреев и вместе с вдребезги пьяными нацистами расстреляла 180 евреев, ожидавших отправки в Аушвиц, перед этим заставив раздеться до гола, чтобы их трупы быстрее разлагались.
Правда ли то, что написано в статье? Если да, то знала ли семья Баттьяни о совершенном Маргит преступлении? Эти вопросы Саша задал отцу, написал всем носителям фамилии Баттьяни в Будапешт, Мюнхен, Вену, спрашивая читали ли они о том, что, возможно, совершила графиня.
Знали, но предпочитали отмахиваться от этого факта, считая Маргит чудовищем, у которого были любовные связи с нацистами, но вот на массовое убийство евреев оно было не способно. Все были единодушны в том, что никогда ничего предосудительного в ее поведении не видели. Делали вид, что никто ничего не знал, потому что никто ни о чем не спрашивал, потому что не хотели потерять ее расположение, ее власть, ее деньги.
Многие члены этой аристократической семьи поддерживали вполне дружеские, семейные связи с графиней, в том числе и родители Саши. Недолюбливая ее, не одобряя ее жесткие, хлёсткие высказывания в адрес членов семьи. Для Маргит Баттьяни-Тиссен потомки обедневших аристократов были «гнилое семя».
#и_при_чем_здесь_я#современная_литература#
А статья «Хозяйка Ада»? — это все вымыслы газетчиков, им же нужны громкие заголовки. Так было безопасно думать. Для жителей Рехница Маргит Баттьяни была почти святая. На той «кровавой вечеринке» присутствовали не только нацисты, но и слуги графини, аристократия городка. Они принимали участие в расстреле или стали немыми свидетелями?
До этой газетной статьи история семьи Баттьяни не особо интересовало Сашу. Он родился и вырос в благополучной Швейцарии, почти ничего не зная о родине своих родителей. Когда отец и мать вернулись в Будапешт, Саша остался в Цюрихе. Отучился - стал журналистом, влюбился-женился, родил двоих детей. Работал в популярной газете, писал про глобализацию, чрезмерное потребительство, отсутствие ориентиров. Ему было чуть за тридцать и Вторая мировая война, военные преступления его не интересовали.
«Зверское убийство 180 евреев – вот что приблизило меня к моей семье»
В поисках ответов на вопросы о своей семье Саша читал книги об истории Венгрии, изучал личные дела Маргит и Ивана, добыл материала судебного процесса над нацистскими преступниками, зверствовавшими в Рехнице. В 2009 году, в поиске очевидцев событий отправился в Рехниц, но никто ничего ему об убийстве евреев не рассказал, только некоторые говорили, что в тот день Иван Баттьяни был в Венгрии. Более того, люди в городке, узнав что Саша из семьи Баттьяни называли его «господин граф», а некоторые женщины делали книксен.
Все это время, собирая материал о событиях марта 1945 года, Саша Баттьяни никак не ассоциировал их с собой, пока однажды немецкий писатель Максим Биллер не спросил его напрямую:
«Графиня-нацистка и ты? И при чем здесь ты»
Дальше сюжет расслаивается.
v Первый слой – история самого автора. Его рефлексия и сеансы у психотерапевта;
v Второй слой – дневники, его бабушки Маритты Баттьяни и еврейки Агнеш Мандль;
v Третий слой - история семьи Мандль;
v Четвертый слой – история деда, Фери Баттьяни. Его срок ГУЛАГе. На момент написания книги он уже умер, и все показано через призму чувств сына (отца Саши Баттьяни) и отношение к этим событиям автора.
Каждый слой — это чья-то трагическая судьба, неразрывно связанная со всей историей.
Первый слой. Саша Баттьяни.
После заданного ему вопроса «И при чем здесь ты?», стал искать связь событий прошлых лет с самим собой, связь между своими приступами меланхолии и пережитыми отцом бомбежками, между своими странностями и десятком лет, которые его дед провел в ГУЛАГе, и всегда, всегда чувствовал себя виноватым за слишком благополучную жизнь.
Как принято у европейцев, все эти душевные терзания он доверил психотерапевту Даниэлю Штрассбергу. Два раза в неделю, несколько лет подряд, Саша подробно рассказывал доктору о дневниках своей бабушки, о поездках в Россию и Аргентину в поисках истины, об отношениях с отцом, о прошлом деда, о раздражительности и нетерпимости к своим детям. Спрашивал стоит ли ему себя относить к «внукам войны» и что при этом чувствовать. Как относиться к Маргит Баттьяни, и к членам семьи, которые своим молчанием оправдали ее преступление?
Но самый главный вопрос задал сам доктор Штрассберг:
«Вопрос в том, что значит быть мужчиной?»
И дал ответ на него:
«Это семья (Баттьяни) слабых мужчин…Другими словами единственная персона, которой вы приписываете атрибуты мужчины: властность, деньги, сексуальность, силу, насилие, - ваша тетя Маргит, это чудовище»
Так долго мучившее Сашу чувство вины лопнуло как мыльный пузырь.
Ответ на главный вопрос был получен - сегодняшняя жизнь определяется нашим болезненным прошлым.
Второй слой. Дневники Маритты Баттьяни и Агнеш Мандль, двух женщин, почти ровесниц, родившихся в окруженной болотами венгерской деревне Шарошд, на окраине Западной Европы. Свою юность они провели рядом, но почти не пересекаясь. Ведь Маритта дочь местных феодалов, а Агнеш, хоть и из состоятельной, но еврейской семьи.
Маритта (Эстерхази) Баттьяни
Родилась в 1922 году в аристократической семье богатого венгерского землевладельца Эстерхази. В своих дневниках Маритта писала, что на ее долю выпала привилегированная, но не избалованная жизнь. Да, у нее были, в отличие от деревенских детей, и зимние башмаки, и бальные платья, но высказывать свое превосходство было запрещено. Запрещено было роптать, жаловаться и тем более высказывать какое-либо желание.
Главнейшими заповедями были:
1) Владеть собой;
2) Всегда быть скромной;
3) Никогда не говорить, что ты умеешь делать что-либо очень хорошо;
Венгрия, во времена детства Маритты Эстерхази, представляла собой полуфеодальное сословное государство. Ее родители были крупными землевладельцами и до глубины души феодалами. Супруги владели замком, в котором насчитывалось 30 комнат, единицы из которых отапливались. Жили в спартанских условиях, даже дети. Здание замка было построено в форме подковы, внутри – двор, засыпанный гравием, а центре двора рос огромный каштан, окруженный скамьей.
Отец Маритты считал себя хозяином строгим, но справедливым – патриархом.
Мать, как и любая женщина в сельской местности, в те времена, слова не имела, ее мнение ничего не значило.
Как многие венгры семья Эстерхази были ярыми антисемитами.
Юность Маритта провела за книгами, в принципе, кроме книг ее в жизни больше ничего и не интересовало. Однако от нее требовалось предъявить родителям жениха, таковы были традиции. Когда Фери Баттьяни признался ей в любви, Маритта посчитала, что замужество даст ей больше времени для чтения и охотно согласилась выйти за него замуж. Для родителей Маритты Фери показался подходящем мужем. Жених и невеста принадлежали к крупнейшим венгерским фамилиям.
В те времена говоря о «финансовом состоянии» человека имели ввиду не доходы, а образование, воспитание, манеры, умение держать себя. Важно было то, что представлял из себя человек, а не то, чем он владел, ведь неграмотная речь выдавала и происхождение, и положение человека в обществе.
В 1942 году Маритта и Фери поженились, переехали жить из Шарошда в Будапешт. Вскоре Маритта забеременела, а Фери призвали в армию. Сначала его отправили в Польшу, а потом на Украину.
Агнеш Мандль
Родилась в 1924 году в еврейской семье, среднего класса Мандль. Мать – Гитта, отец – Имре, младший брат Шандор. В семье у детей была няня – немка, дети немного говорили по-немецки. Начальную школу окончили в деревне, потом Агнеш и Шандор учились в Будапеште. Именно там, 19 марта 1944 года, их застала весть о том, немцы заняли Будапешт. В тот же день позвонил отец и приказал детям вернуться домой, в Шарошд. Но, Шандор посчитал, что им проще будет спрятаться в большом городе, чем в деревне, где их все знают. Это было роковое решение. Немецкие солдаты с собаками и венгерские полицейские везде выискивали евреев и отправляли их в тюрьмы, в пересылочные лагеря. Шандора и Агнеш арестовали на следующий день, они попали в худшую тюрьму Венгрии – Киштарчу. Перед тюрьмой их разделили, Агнеш больше никогда не видела брата.
Маритта Баттьяни и Агнеш Мандль
Когда чета Мандль не увидела на вокзале своих детей, Имре и Гитта обратились за помощью к господину Эстерхази. Маритта, с маленьким сыном (отцом Саши Баттьяни) находилась у себя в комнате, когда услышала крики Гитты Мандль «Помогите нам! Помогите, сделайте же хоть что-нибудь». Она вышла во двор замка, Имре Мандль смотря женщине в глаза, обратился к ее отцу: «Они уже по дороге в концлагерь, они погибнут». Отец Маритты был ошарашен тем, каким тоном с ним разговаривают евреи, помогать Агнеш и Шандору он и не собирался. Когда Мандль, поняв это, развернулись и пошли прочь, в ужасе осознав безразличия семьи Эстерхази, «Патриарх» взбеленился и начал орать, требовать, чтобы они вернулись…
Маритта слышит два выстрела. Куски гравия взлетают вверх, два тела падают, супруги Мандль мертвы.
Версий кто выстрелил в Имре и Гитту Мандль в дневниках Маритты много. Может быть немецкий солдат, может быть и Эстерхази. Одно только известно точно - ее отец скрыл это убийство. Официальная версия - Мандль совершили самоубийство. Это не преступление?
Через какое-то время Маритта Баттьяни совершает «мужественный», по мнению автора, поступок. Едет в Киштарчу разыскать Агнеш. Для чего? У нее нет намерений спасти девушку: выкупить, спрятать, помочь бежать. Она везет ей продукты? Нет. Для чего? Чтобы сказать дочери, которую вот-вот отправят в концентрационный лагерь, что ее родители убиты?
Агнеш Мандль отказалась встречаться с Мариттой Баттьяни. Через несколько дней евреев из Киштарчу отправили в Биркенау (Аушвиц 2).
Агнеш выжила в концентрационном лагере, пережила марш смерти. Была освобождена американскими солдатами. Вышла замуж за такого же узника Аушвица. Эмигрировала в Аргентину, родила двоих дочерей. На склоне лет ее разыскал Саша Баттьяни и явился в Аргентину. Опять вопрос: для чего? Автор не кривит душой и честно признается, что сам не знает зачем-дневники отдавать он не хотел, так как понимал, что тогда о поступках членов семьи Баттьяни теперь будет известно не только ему. Говорить пожилой женщине, что ее родители были убиты, не разрешили дочери Агнеш. Еше один "мужественный" поступок Баттьяни, прилететь в Аргентину, что бы зачитать только те места дневников, которые бы позволили «сохранить лицо».
Я понимаю, что книга о не о Холокосте, не о судьбе еврейской семье Мандль, но так непростительно поверхностно, как бы между прочем, описать судьбу Агнеш. Много С. Баттьяни пишет о чувствах его бабушки, которая стояла на перроне одна, беременная вторым ребенком, вокруг нее огромное количество немецких солдат, а она, аристократка бросает вызов обществу и едет к Агнеш. Повторюсь, не понятно для чего.
Не очень интересует автора чувства членов семьи Мандль или тех евреев, которых расстреляли в Рехнице, или тех, которых сбрасывали в ледяной Дунай, или тех цыган, которые жили в деревне Шарошд. Автор так, как бы между прочем написал «что куда-то делись цыгане из поместья».
Туда же куда и евреи – в газовые камеры.
Четвертый слой. История Фери Баттьяни
И вот тут автора «понесло», а меня «разрывало». История ГУЛАГа глазами венгерского журналиста, основанная на произведениях Солженицына и Шаламова. Из этого части я "узнала о «зверстве русских»", о том, как заключенные ели тосол и варили кошек. О том, что охранники ГУЛАГ, выйдя на пенсию спокойно продолжали жить на двадцать первом этаже, какого-нибудь панельного дома, в маленьком провинциальном городке Сибири.
Саша Баттьяни вместе с отцом посетил Россию. Они ездили в Сибирь, были в музее ГУЛАГа. Сопровождал Баттьяни в поездке профессор Екатеринбургского университета Владимир Мотревич, он рассказал "туристам", что в лагере «бывали случаи каннибализма, регулярно ели детей». В. Мотревич реальный персонаж, поискала в интернете, первое что выдал мне поисковик его работа «Военнопленные Второй мировой войны на Урале: численность, состав, размещение», в первом же абзаце Мотревич пишет о правовом регулировании положения военнопленных согласно Женевской конференции 1949 года.
Дальше читать не стала. У меня нет подходящих литературных слов для названия таких "научных трудов".
СССР не подписал Женевскую конвенцию в целом, по причине несогласия с разделением пленных по национальному признаку. По мнению руководителей СССР, это положение противоречило принципам интернационализма.
Пафосно напишу - сквозь строчки сочилась открытая неприязнь автора к России.
Почему Ференца Баттьяни оказался в ГУЛАГе?
Потому что был лейтенантом венгерской армии и плечом к плечу с фашистами воевал против Советского союза.
27 июня 1941 года Венгрия вступила в войну на стороне Гитлера против СССР.
В своих дневниках Маритты Баттьяни пишет, что Фери «служил» сначала в Польше, а потом на Украине, но он мухи не обидит.
1 марта 1943 года Черниговская область, поселок Корюковка карательный отряд 105 дивизии Венгерской королевской армии, в рамках борьбы с партизанами согнал в амбары и расстрелял всех жителей, потом поджег их дома. За три дня венграми было убито 6700 человек и сожжено 1290 домов. Только в Черниговской области от рук венгерский карателей погибло 38611 мирных жителя. Я не утверждаю, что в этой карательной акции участвовал Фери Баттьяни, но и исключать нельзя.
Венгры не принимали участия в боевых действиях на прямую. Венгерские дивизии выполняли полицейские функции на оккупированных территориях и в своей жестокости превосходили нацистов – «Лютые мадьяры». Да, Ференца Баттьяни, наверное, не воевал в окопах, он воевал со стариками и женщинами. Поддерживал «Венгерский порядок». Это ли не преступление против Советского народа?
«Мы искали врага повсюду, а он оказался внутри нас»
Я бы так ответила на вопрос «И при чем здесь я?»
Мне было не понятно, почему автор пишет только об одном преступлении, совершенном членами семьи Баттьяни, я еще как минимум о двух в романе прочитала.
Читать данное литературное произведение было не слишком интересно, от рефлексии автора иногда скрипели нервы. Саша Баттьяни книгу написал для себя. Наверное, от романа в жанре литературного репортажа ожидала большей достоверности и объективности. Перечитывать не буду, в своей библиотеке вряд ли оставлю.
Благодарю, что уделили мне время🙏
Умнейшие мои, любознательные мои, лучезарнейшие мои Читатели с нетерпением жду ваших комментариев ✍
А если понравился обзор книги, приглашаю подписаться на мой канал и поставить лайк 👍
cаша_баттьяни#и_при_чем_здесь_я#современная_литература #чтение#книги#книжный_блог#хорошие_книги#книжное_обозрение#отзыв#рецензии