Найти в Дзене

«И при чем здесь я?»

Оглавление

Саша Баттьяни

фото автора канала
фото автора канала

Октябрь 2013 журналист Саша Баттьяни начинает писать письмо, письмо себе.

За семь лет до этого коллега журналиста положила ему на рабочий стол газетную страницу с вопросом: «И что же это у тебя за семья?»

Действительно, что же за семья Баттьяни? – Известная аристократическая семья Венгрии, члены которой были и премьер-министрами, и причислялись к лику блаженных за врачебные заслуги, достойная семья.

Почему же статья в газете называлась «Хозяйка Ада»?

Почему на фотографии к статье двоюродная бабушка журналиста Маргит Баттьяни?

Вот с этих «почему?» начинается журналистское расследование Саши Баттьяни, материалы которого потом лягут в основу книги в жанре литературного репортажа «И при чем здесь я?»

О чем была статья «Хозяйка Ада»

В марте 1945 года в австрийском пограничном городе Рехниц графиня Маргит Баттьяни – Тиссен устроила вечеринку для нацистов. Около полуночи, в качестве десерта, она приказала собрать в конюшне евреев и вместе с вдребезги пьяными нацистами расстреляла 180 евреев, ожидавших отправки в Аушвиц, перед этим заставив раздеться до гола, чтобы их трупы быстрее разлагались.

Правда ли то, что написано в статье? Если да, то знала ли семья Баттьяни о совершенном Маргит преступлении? Эти вопросы Саша задал отцу, написал всем носителям фамилии Баттьяни в Будапешт, Мюнхен, Вену, спрашивая читали ли они о том, что, возможно, совершила графиня.

Знали, но предпочитали отмахиваться от этого факта, считая Маргит чудовищем, у которого были любовные связи с нацистами, но вот на массовое убийство евреев оно было не способно. Все были единодушны в том, что никогда ничего предосудительного в ее поведении не видели. Делали вид, что никто ничего не знал, потому что никто ни о чем не спрашивал, потому что не хотели потерять ее расположение, ее власть, ее деньги.

фото автора канала
фото автора канала

Многие члены этой аристократической семьи поддерживали вполне дружеские, семейные связи с графиней, в том числе и родители Саши. Недолюбливая ее, не одобряя ее жесткие, хлёсткие высказывания в адрес членов семьи. Для Маргит Баттьяни-Тиссен потомки обедневших аристократов были «гнилое семя».

#и_при_чем_здесь_я#современная_литература#

А статья «Хозяйка Ада»? — это все вымыслы газетчиков, им же нужны громкие заголовки. Так было безопасно думать. Для жителей Рехница Маргит Баттьяни была почти святая. На той «кровавой вечеринке» присутствовали не только нацисты, но и слуги графини, аристократия городка. Они принимали участие в расстреле или стали немыми свидетелями?

фото автора канала
фото автора канала

До этой газетной статьи история семьи Баттьяни не особо интересовало Сашу. Он родился и вырос в благополучной Швейцарии, почти ничего не зная о родине своих родителей. Когда отец и мать вернулись в Будапешт, Саша остался в Цюрихе. Отучился - стал журналистом, влюбился-женился, родил двоих детей. Работал в популярной газете, писал про глобализацию, чрезмерное потребительство, отсутствие ориентиров. Ему было чуть за тридцать и Вторая мировая война, военные преступления его не интересовали.

«Зверское убийство 180 евреев – вот что приблизило меня к моей семье»

В поисках ответов на вопросы о своей семье Саша читал книги об истории Венгрии, изучал личные дела Маргит и Ивана, добыл материала судебного процесса над нацистскими преступниками, зверствовавшими в Рехнице. В 2009 году, в поиске очевидцев событий отправился в Рехниц, но никто ничего ему об убийстве евреев не рассказал, только некоторые говорили, что в тот день Иван Баттьяни был в Венгрии. Более того, люди в городке, узнав что Саша из семьи Баттьяни называли его «господин граф», а некоторые женщины делали книксен.

Все это время, собирая материал о событиях марта 1945 года, Саша Баттьяни никак не ассоциировал их с собой, пока однажды немецкий писатель Максим Биллер не спросил его напрямую:

«Графиня-нацистка и ты? И при чем здесь ты»

Дальше сюжет расслаивается.

v Первый слой – история самого автора. Его рефлексия и сеансы у психотерапевта;

v Второй слой – дневники, его бабушки Маритты Баттьяни и еврейки Агнеш Мандль;

v Третий слой - история семьи Мандль;

v Четвертый слой – история деда, Фери Баттьяни. Его срок ГУЛАГе. На момент написания книги он уже умер, и все показано через призму чувств сына (отца Саши Баттьяни) и отношение к этим событиям автора.

Каждый слой — это чья-то трагическая судьба, неразрывно связанная со всей историей.

Первый слой. Саша Баттьяни.

После заданного ему вопроса «И при чем здесь ты?», стал искать связь событий прошлых лет с самим собой, связь между своими приступами меланхолии и пережитыми отцом бомбежками, между своими странностями и десятком лет, которые его дед провел в ГУЛАГе, и всегда, всегда чувствовал себя виноватым за слишком благополучную жизнь.

Как принято у европейцев, все эти душевные терзания он доверил психотерапевту Даниэлю Штрассбергу. Два раза в неделю, несколько лет подряд, Саша подробно рассказывал доктору о дневниках своей бабушки, о поездках в Россию и Аргентину в поисках истины, об отношениях с отцом, о прошлом деда, о раздражительности и нетерпимости к своим детям. Спрашивал стоит ли ему себя относить к «внукам войны» и что при этом чувствовать. Как относиться к Маргит Баттьяни, и к членам семьи, которые своим молчанием оправдали ее преступление?

Но самый главный вопрос задал сам доктор Штрассберг:

«Вопрос в том, что значит быть мужчиной?»

И дал ответ на него:

«Это семья (Баттьяни) слабых мужчин…Другими словами единственная персона, которой вы приписываете атрибуты мужчины: властность, деньги, сексуальность, силу, насилие, - ваша тетя Маргит, это чудовище»

Так долго мучившее Сашу чувство вины лопнуло как мыльный пузырь.

Ответ на главный вопрос был получен - сегодняшняя жизнь определяется нашим болезненным прошлым.

фото автора канала
фото автора канала

Второй слой. Дневники Маритты Баттьяни и Агнеш Мандль, двух женщин, почти ровесниц, родившихся в окруженной болотами венгерской деревне Шарошд, на окраине Западной Европы. Свою юность они провели рядом, но почти не пересекаясь. Ведь Маритта дочь местных феодалов, а Агнеш, хоть и из состоятельной, но еврейской семьи.

Маритта (Эстерхази) Баттьяни

Родилась в 1922 году в аристократической семье богатого венгерского землевладельца Эстерхази. В своих дневниках Маритта писала, что на ее долю выпала привилегированная, но не избалованная жизнь. Да, у нее были, в отличие от деревенских детей, и зимние башмаки, и бальные платья, но высказывать свое превосходство было запрещено. Запрещено было роптать, жаловаться и тем более высказывать какое-либо желание.

Главнейшими заповедями были:

1) Владеть собой;

2) Всегда быть скромной;

3) Никогда не говорить, что ты умеешь делать что-либо очень хорошо;

Венгрия, во времена детства Маритты Эстерхази, представляла собой полуфеодальное сословное государство. Ее родители были крупными землевладельцами и до глубины души феодалами. Супруги владели замком, в котором насчитывалось 30 комнат, единицы из которых отапливались. Жили в спартанских условиях, даже дети. Здание замка было построено в форме подковы, внутри – двор, засыпанный гравием, а центре двора рос огромный каштан, окруженный скамьей.

фото автора канала
фото автора канала

Отец Маритты считал себя хозяином строгим, но справедливым – патриархом.

Мать, как и любая женщина в сельской местности, в те времена, слова не имела, ее мнение ничего не значило.

Как многие венгры семья Эстерхази были ярыми антисемитами.

Юность Маритта провела за книгами, в принципе, кроме книг ее в жизни больше ничего и не интересовало. Однако от нее требовалось предъявить родителям жениха, таковы были традиции. Когда Фери Баттьяни признался ей в любви, Маритта посчитала, что замужество даст ей больше времени для чтения и охотно согласилась выйти за него замуж. Для родителей Маритты Фери показался подходящем мужем. Жених и невеста принадлежали к крупнейшим венгерским фамилиям.

В те времена говоря о «финансовом состоянии» человека имели ввиду не доходы, а образование, воспитание, манеры, умение держать себя. Важно было то, что представлял из себя человек, а не то, чем он владел, ведь неграмотная речь выдавала и происхождение, и положение человека в обществе.

В 1942 году Маритта и Фери поженились, переехали жить из Шарошда в Будапешт. Вскоре Маритта забеременела, а Фери призвали в армию. Сначала его отправили в Польшу, а потом на Украину.

Агнеш Мандль

Родилась в 1924 году в еврейской семье, среднего класса Мандль. Мать – Гитта, отец – Имре, младший брат Шандор. В семье у детей была няня – немка, дети немного говорили по-немецки. Начальную школу окончили в деревне, потом Агнеш и Шандор учились в Будапеште. Именно там, 19 марта 1944 года, их застала весть о том, немцы заняли Будапешт. В тот же день позвонил отец и приказал детям вернуться домой, в Шарошд. Но, Шандор посчитал, что им проще будет спрятаться в большом городе, чем в деревне, где их все знают. Это было роковое решение. Немецкие солдаты с собаками и венгерские полицейские везде выискивали евреев и отправляли их в тюрьмы, в пересылочные лагеря. Шандора и Агнеш арестовали на следующий день, они попали в худшую тюрьму Венгрии – Киштарчу. Перед тюрьмой их разделили, Агнеш больше никогда не видела брата.

фото автора канала
фото автора канала

Маритта Баттьяни и Агнеш Мандль

Когда чета Мандль не увидела на вокзале своих детей, Имре и Гитта обратились за помощью к господину Эстерхази. Маритта, с маленьким сыном (отцом Саши Баттьяни) находилась у себя в комнате, когда услышала крики Гитты Мандль «Помогите нам! Помогите, сделайте же хоть что-нибудь». Она вышла во двор замка, Имре Мандль смотря женщине в глаза, обратился к ее отцу: «Они уже по дороге в концлагерь, они погибнут». Отец Маритты был ошарашен тем, каким тоном с ним разговаривают евреи, помогать Агнеш и Шандору он и не собирался. Когда Мандль, поняв это, развернулись и пошли прочь, в ужасе осознав безразличия семьи Эстерхази, «Патриарх» взбеленился и начал орать, требовать, чтобы они вернулись…

Маритта слышит два выстрела. Куски гравия взлетают вверх, два тела падают, супруги Мандль мертвы.

Версий кто выстрелил в Имре и Гитту Мандль в дневниках Маритты много. Может быть немецкий солдат, может быть и Эстерхази. Одно только известно точно - ее отец скрыл это убийство. Официальная версия - Мандль совершили самоубийство. Это не преступление?

Через какое-то время Маритта Баттьяни совершает «мужественный», по мнению автора, поступок. Едет в Киштарчу разыскать Агнеш. Для чего? У нее нет намерений спасти девушку: выкупить, спрятать, помочь бежать. Она везет ей продукты? Нет. Для чего? Чтобы сказать дочери, которую вот-вот отправят в концентрационный лагерь, что ее родители убиты?

Агнеш Мандль отказалась встречаться с Мариттой Баттьяни. Через несколько дней евреев из Киштарчу отправили в Биркенау (Аушвиц 2).

Агнеш выжила в концентрационном лагере, пережила марш смерти. Была освобождена американскими солдатами. Вышла замуж за такого же узника Аушвица. Эмигрировала в Аргентину, родила двоих дочерей. На склоне лет ее разыскал Саша Баттьяни и явился в Аргентину. Опять вопрос: для чего? Автор не кривит душой и честно признается, что сам не знает зачем-дневники отдавать он не хотел, так как понимал, что тогда о поступках членов семьи Баттьяни теперь будет известно не только ему. Говорить пожилой женщине, что ее родители были убиты, не разрешили дочери Агнеш. Еше один "мужественный" поступок Баттьяни, прилететь в Аргентину, что бы зачитать только те места дневников, которые бы позволили «сохранить лицо».

Я понимаю, что книга о не о Холокосте, не о судьбе еврейской семье Мандль, но так непростительно поверхностно, как бы между прочем, описать судьбу Агнеш. Много С. Баттьяни пишет о чувствах его бабушки, которая стояла на перроне одна, беременная вторым ребенком, вокруг нее огромное количество немецких солдат, а она, аристократка бросает вызов обществу и едет к Агнеш. Повторюсь, не понятно для чего.

Не очень интересует автора чувства членов семьи Мандль или тех евреев, которых расстреляли в Рехнице, или тех, которых сбрасывали в ледяной Дунай, или тех цыган, которые жили в деревне Шарошд. Автор так, как бы между прочем написал «что куда-то делись цыгане из поместья».

Туда же куда и евреи – в газовые камеры.

Четвертый слой. История Фери Баттьяни

И вот тут автора «понесло», а меня «разрывало». История ГУЛАГа глазами венгерского журналиста, основанная на произведениях Солженицына и Шаламова. Из этого части я "узнала о «зверстве русских»", о том, как заключенные ели тосол и варили кошек. О том, что охранники ГУЛАГ, выйдя на пенсию спокойно продолжали жить на двадцать первом этаже, какого-нибудь панельного дома, в маленьком провинциальном городке Сибири.

Саша Баттьяни вместе с отцом посетил Россию. Они ездили в Сибирь, были в музее ГУЛАГа. Сопровождал Баттьяни в поездке профессор Екатеринбургского университета Владимир Мотревич, он рассказал "туристам", что в лагере «бывали случаи каннибализма, регулярно ели детей». В. Мотревич реальный персонаж, поискала в интернете, первое что выдал мне поисковик его работа «Военнопленные Второй мировой войны на Урале: численность, состав, размещение», в первом же абзаце Мотревич пишет о правовом регулировании положения военнопленных согласно Женевской конференции 1949 года.

Дальше читать не стала. У меня нет подходящих литературных слов для названия таких "научных трудов".

СССР не подписал Женевскую конвенцию в целом, по причине несогласия с разделением пленных по национальному признаку. По мнению руководителей СССР, это положение противоречило принципам интернационализма.

фото автора канала
фото автора канала

Пафосно напишу - сквозь строчки сочилась открытая неприязнь автора к России.

Почему Ференца Баттьяни оказался в ГУЛАГе?

Потому что был лейтенантом венгерской армии и плечом к плечу с фашистами воевал против Советского союза.

27 июня 1941 года Венгрия вступила в войну на стороне Гитлера против СССР.

В своих дневниках Маритты Баттьяни пишет, что Фери «служил» сначала в Польше, а потом на Украине, но он мухи не обидит.

1 марта 1943 года Черниговская область, поселок Корюковка карательный отряд 105 дивизии Венгерской королевской армии, в рамках борьбы с партизанами согнал в амбары и расстрелял всех жителей, потом поджег их дома. За три дня венграми было убито 6700 человек и сожжено 1290 домов. Только в Черниговской области от рук венгерский карателей погибло 38611 мирных жителя. Я не утверждаю, что в этой карательной акции участвовал Фери Баттьяни, но и исключать нельзя.

Венгры не принимали участия в боевых действиях на прямую. Венгерские дивизии выполняли полицейские функции на оккупированных территориях и в своей жестокости превосходили нацистов – «Лютые мадьяры». Да, Ференца Баттьяни, наверное, не воевал в окопах, он воевал со стариками и женщинами. Поддерживал «Венгерский порядок». Это ли не преступление против Советского народа?

«Мы искали врага повсюду, а он оказался внутри нас»

Я бы так ответила на вопрос «И при чем здесь я?»

Мне было не понятно, почему автор пишет только об одном преступлении, совершенном членами семьи Баттьяни, я еще как минимум о двух в романе прочитала.

Читать данное литературное произведение было не слишком интересно, от рефлексии автора иногда скрипели нервы. Саша Баттьяни книгу написал для себя. Наверное, от романа в жанре литературного репортажа ожидала большей достоверности и объективности. Перечитывать не буду, в своей библиотеке вряд ли оставлю.

Фото автора канала
Фото автора канала

Благодарю, что уделили мне время🙏

Умнейшие мои, любознательные мои, лучезарнейшие мои Читатели с нетерпением жду ваших комментариев ✍

А если понравился обзор книги, приглашаю подписаться на мой канал и поставить лайк 👍

cаша_баттьяни#и_при_чем_здесь_я#современная_литература #чтение#книги#книжный_блог#хорошие_книги#книжное_обозрение#отзыв#рецензии