Туроператоры и турагенты обязаны к 1 сентября пересмотреть бланки своих договоров и убрать оттуда условия, ущемляющие права потребителей.
Еще в мае приняли новую редакцию ст. 16 "Закона о защите прав потребителей", которая устанавливает перечень условий договора, ущемляющих права потребителя.
С 1 сентября 2022 г. закон вступит в силу, распространится и на договоры, заключенные до даты принятия закона.
Ряд условий договоров будут считаться ущемляющим права потребителя:
- условия, которые предоставляют исполнителю право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
- условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров (права потребителя предъявить иск по месту жительства);
- условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие праву потребителя на отказ от договора;
- условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя (например страховых услуг или информационных услуг);
- условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты (например, с использование национальных платежных карт);
- условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию исполнителя.
- условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
- условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
- условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (например, ограничение права на предъявление требований в случае, если не были предъявлены претензии по месту отдыха в момент обнаружения недостатков услуг);
- условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг (например, требование доплаты в случае необходимости замены некачественных услуг).
Если включение в договор этих условий повлекло причинение убытков, они подлежат возмещению в полном объеме. Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
Принятые поправки нацелены на истребление противоречий законодательству о защите прав потребителей в договорах с туристами. Теперь невозможно применить пестрящие штрафы за аннуляции, изменения цен и пр. Роспотребнадзор приближает договор к типовой форме Ростуризма.
Тем временем не стоит забывать о том, что используя типовую форму, турфирма подвергает себя рискам, так как очевидно, что в случае появления проблем, прав будет потребитель. "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" предлагают использовать договоры, в которых соблюдены все вступающие в силу условия статьи 16 "Закона о защите прав потребителя", при этом обеспечивающие качественную защиту турфирм, с учетом ситуаций последних лет и изменений в законодательстве.
Заказать договор
Требуется защита в суде?
+7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Канал "Юристы в туризме" - это самая актуальная информация о юридических тонкостях туризма и самые яркие личности турбизнеса.
Канал принадлежит компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" и Общественной организации "ПравТурСоюз".Юридическая поддержка в туризме: +7 (499) 390-78-97, info@ukab.ru
Абонентское юридическое обслуживание
Мы в: ВК, Одноклассниках, Telegram, YouTube