Вы наверняка слышали, как в разговорах гонщиков и фанатов тюнинга проскакивают такие выражения: «наконечники с шээсами»; «койловеры на шарах»; «поставил себе туда шээсы» и так далее. Что это за сокращение такое — ШС, о каких шарах идёт речь и зачем их ставят на автомобиль? В сегодняшней статье мы это выясним. Устраивайтесь поудобней.
ШС расшифровывается как шарнир сферический, а не шаровое соединения, как ошибочно думают и пишут многие. Если не вдаваться в долгие технические выкладки, то можно охарактеризовать его как подшипник, состоящий из обоймы и внутреннего шара. При этом выполнен узел без использования резины.
Источник: Яндекс.Картинки
Когда ваш покорный слуга готовил материал, ему встретились интересные высказывания. В одном автомобильном паблике было такое заявление: «Купи рычаги на ШС, они круче». В другом же обычные сайлентблоки были пренебрежительно названы «резинотехническими изделиями» и далее тоже дана рекомендация «поставить шары». В обоих случаях обсуждались гражданские машины. Теперь давайте разбираться.
С завода на автомобиль ставятся сайлентблоки.
Источник: www.kolesa.ru
Они состоят из металлических и резиновых частей, при этом некоторые защищены пыльниками. Как можно заключить из конструкции и названия (англ. silent — тихий), сайлентблок призван выполнить малошумное и не слишком жесткое соединение элементов ходовой части. Плюс выполнять амортизацию или, если хотите — демпфирование. Другими словами, сайлентблоки работают на комфорт.
Мы помним, что подвеска должна решать две взаимоисключающие задачи: во-первых, обеспечивать максимальные управляемость и сцепление с дорогой, во-вторых, позаботится о том, чтобы тряска на неровностях не вышибла дух из водителя и пассажиров. При спортивном использовании первая задача в приоритете. От излишней мягкости и люфтов из-за сжатия или растяжения резиновых элементов стараются избавится. Они замедляет реакцию на руль, не дают амортизаторам работать сразу и в полном диапазоне.
Устранить этот недостаток традиционной подвески и помогает применение сферических шарниров. Вот все преимущества:
- Углы установки колёс регулировать легче и точнее. Статическая регулировка не сильно нарушается при движении, что повышает стабильность и улучшает боковую реакцию.
- Упругими элементами остаются только пружина, стабилизатор и покрышки. Амортизаторы лишены инерции, кузов не кренится вслед за колесами, и подвеска работает более точно.
- Острее и чётче чувствуется всё, что происходит с автомобилем, практически полностью исключается пауза между движением руля и реакцией на неё.
- Машина быстрее проходит переходные фазы управления (например, быстрее встаёт на дугу поворота или быстрее начинается фаза основного торможения).
Источник: Яндекс.Картинки
Во всех болидах для кольцевых гонок, а также в раллийных тачках в гравийной или зимней спецификации никаких резинок нет – только ШС. Они позволяют убрать лишнюю свободу в перемещении в подвеске и сделать машину более острой, то есть быстрее реагирующей на действия пилота. Чем автомобиль ближе по управлению к картингу на твердом покрытии, тем увереннее и быстрее можно ехать.
А теперь вернёмся с гоночной трассы на улицу обычного российского города. И вот здесь слабые места сферических шарниров сразу обращают на себя внимание. Мягкой и комфортной подвески ждать не приходится — железо по железу. Плюс это добавляет шума при езде: все звуки передаются с колёс на кузов. А главное — шарниры капризны в плане ухода за ними. Им необходима смазка и защита от внешних воздействий (пыли, грязи, воды и проч.). Частично это решаемо за счёт установки пыльников, однако требует дополнительных вложений.
Поэтому ШС — однозначно автоспортивное решение, мало пригодное для повседневного овощного использования. Для поездок на работу или в магазин придуманы сайлентблоки и традиционные шаровые соединения.
Для заключения послушайте, что говорит по поводу использования ШС Михаил Скрипников. Он неоднократный призёр соревнований по классическому ралли, мастер спорта.
Источник: www.m-skripnikov.ru
«Если речь идёт о спортивном автомобиле, то ШС — вещь просто необходимая. В нашем раллийном Renault Clio R3 ШС используются практические везде:
- верхние опоры амортизаторов
- крепление рычагов к подрамнику
- крепление задней балки
- крепление задних амортизаторов к балке
В обычной Clio там везде стоят резинки.
Конечно, на гражданскую машину я себе никогда не поставлю ШС, комфорт мне важнее и нужнее. Но, если есть автомобиль для трек дней или любительских покатушек по асфальту, и вы хотите улучшить время прохождения круга, не забудьте озаботиться этим вопросом сразу после покупки хорошей резины и доработки подвески. А ещё проще, найдите автомобиль с ШС и попросите разрешения проехать на нём по треку. Ваши собственные ощущения заменят любые, даже самые убедительные доводы.
STAY TUNED!