Найти в Дзене
Автомобили и люди

Мещанство как фактор деградации России

Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Эта цитата Владимира Маяковского очень точно характеризует то, что происходит в нашей стране. Впрочем, нечто подобное наблюдается по всему миру. Однако, по целому ряду причин, на территории современной России мещанство чувствует себя особенно вольготно. И, на мой взгляд, именно торжество мещанской философии стало причиной серьёзных социальных и экономических проблем, с которыми нам пришлось столкнуться. Вот об этом я и хочу порассуждать.

Мещанство появилось не вчера. Оно формировалось столетиями, в итоге превратившись в мощный фактор, сдерживающий развитие человеческого общества. Это связано с самой сутью мещанина, который:

  • Мелочен.
  • Имеет ограниченный круг интересов.
  • Отличается узким кругозором.
  • Не чувствует ответственности перед обществом.
  • Не имеет твёрдых убеждений.

Главной ценностью таких людей являются вещи, воспринимаемые как символ личного благополучия.

Наука нужна мещанину лишь для того, чтобы повышать уровень комфорта – создавать удобные диваны и кресла, продвинутую бытовую технику, вкусную пищу. Таких персонажей не интересует ни изучение морских глубин, ни освоение космоса, если исследования не дают немедленной отдачи и не влияют на их судьбу непосредственно.

Мещанство — это такое состояние человека, когда он делается рабом незаметно для себя. Рабом вещей, удобств, денег, карьеры, благополучия, привычек. Он перестаёт быть свободным, и у него вырабатывается типично рабское мировоззрение. Он теряет своё «я», своё мнение, начинает соглашаться, поддакивать тем, в ком видит господина. Вот что такое мещанство как общественное явление. Мещане — это те, для кого удобства выше чести.
Борис Львович Васильев

После революции, произошедшей в Октябре 1917 года, мещанство оказалось отодвинуто на задний план. В водовороте охвативших страну преобразований, среди ужасов гражданской войны большинству граждан стало не до личных благ. Нужно было просто выживать. Потом началась индустриализация, сопровождавшаяся волнами трудового энтузиазма. Между тем уже тогда поэт Владимир Маяковский каким-то внутренним чутьём почувствовал опасность пытающегося поднять голову мещанства. О чём и попытался предупредить людей, написав стихотворение «О дряни».

А затем была война, страшная, кровавая, растянувшаяся на годы. Война, где между таковыми атаками, бомбёжками и артобстрелами для философии потребления не осталось места. Почти не осталось. Тем не менее, ростки мещанства сохранились и, как сорняки, как только жизнь в стране начала налаживаться, стали активно прорастать. Эти процессы усилились с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущёва. Вот что на этот счёт сказал Вячеслав Михайлович Молотов:

— Роль Хрущёва очень плохая. Он дал волю тем настроениям, которыми он живёт… Он бы сам не мог этого сделать, если бы не было людей. Никакой особой теории он не создал, в отличие от Троцкого, но он дал возможность вырваться наружу такому зверю, который сейчас, конечно, наносит большой вред обществу. Значит, не просто Хрущёв.
— Но этого зверя называют демократией.
— Называют гуманизмом, — говорит Молотов. — А на деле мещанство.

Думаю, что в этом отношении Вячеслав Михайлович недалёк от истины. Да, внешне поведение мещанина выглядит гуманным. Но это вовсе не потому, что он заботится о других. Он заботится о себе, пытаясь сформировать безопасную среду, удобную для комфортного существования. Рассуждая о правах человека, подобные персонажи не собираются жертвовать собой, борясь за эти права. Они хотят, чтобы это делали другие, а сами охотно готовы воспользоваться плодами чужих трудов.

Чтобы понять, насколько тормозит мещанство экономическое развитие, достаточно нескольких простых цифр:

  • В 1913 году Российская Империя, где мещанское сословие находилось на втором месте после крестьянства, находилось на 13 месте в рейтинге мировых экономик.
  • В 1975 году СССР, где с мещанством ещё, худо-бедно, продолжали бороться, был второй экономикой мира. И это несмотря на колоссальные потери в ходе Второй мировой войны.
  • В 2020 году Россия, оказавшаяся в плену философии потребления, опустилась на 6 место.

Полагаю, что если ничего не изменится, экономическое отставание продолжится. Но дело не только в ВВП. Ещё одним негативным фактором является имущественное расслоение общества. В 2022 году Российская Федерация вошла в группу стран с самым высоким уровнем имущественного неравенства, превзойдя по этому показателю даже страны Латинской Америки.

В бразильской фавеле
В бразильской фавеле

Всё начинается с малого. Сначала ты идёшь в магазин и, вместо хорошей книги, покупаешь красивую кружку. Не потому, что у тебя нет кружки, а потому что новая больше привлекает. Затем возникает желание приобрести туфельки и сумочку лучше, чем у подруги. Постепенно процесс обрастания набирает обороты. И вот человек уже копит деньги на новый телевизор (обязательно чтобы диагональ была побольше), автомобиль посолиднее, квартиру попросторнее… Остановиться трудно, да и не каждому хочется останавливаться.

Как следствие, реальный прогресс подменяется имитацией прогресса. Средства, которые могли бы быть потрачены на развитие новых видов энергетики, изучение биосферы земли, освоение космоса, бездарно расходуются на приятные, но, по сути, не слишком нужные мелочи, без которых вполне можно было бы обойтись. Оно и понятно, ведь освоение космоса для мещанина – вещь абстрактная и не приносящая сиюминутной пользы, зато капсюльные кофеварки и электрические зубные щётки – вот они, всегда под рукой. Ну а кресло, автоматически отсасывающее газы, если сидящий на нём человек неожиданно пукнет – это вообще предел мечтаний!

И маркетологи всех уровней тщательно пестуют мещанина, убеждая его, что автомобиль нужно менять раз 15, 10, 5 лет, а ещё лучше - 3 года. Они нашёптывают потребителям на ухо, новые кроссовки круче тех, что были куплены два месяца назад, и что операционная система Windows 11 лучше, чем Windows 7, несмотря на то, что она потребляет в два раза больше ресурсов. Для производителей продукции мещане - самая настоящая находка.

Мещанство ничем не насытится. Дайте квартиру в пять комнат — потребуется десять! Дайте автомобиль серебряный — понадобится золотой, мебель красного дерева — будет просить чёрного. Но чёрного дерева, автомобилей и бездны прочих вещей, какие могут навыдумывать мода и жадность, всё равно не хватит на будущее многомиллиардное население нашей планеты, — этого сделать невозможно, да и вовсе не нужно.
Иван Ефремов

Понятно, что мещанство – не чисто российская проблема. Но именно в нашей стране, в последние годы, это явление приобретает угрожающие масштабы, угрожающие существованию государства. Промедление в борьбе с этими разрушительными процессами смерти подобно. Потому что события уже развиваются по сценарию, описанному в 1971 году великим советским учёным и писателем Иваном Антоновичем Ефремовым:

Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.

Понятно, что сами мещане ни о чём подобном не задумываются. Им нет дела до развития производства внутри страны до тех пор, пока они имеют возможность купить желаемое на стороне. Они не понимают, зачем нужно лететь на Марс. Вот потратить эти деньги на строительство уютного домика где-нибудь на Рублёвке, или на покупку престижного чемодана от Louis Vuitton – совсем другое дело!

Марсоход
Марсоход
Сумочка Louis Vuitton
Сумочка Louis Vuitton

Борьба с философией потребления трудна и требует глубоких социальных и идеологических изменений в обществе. Ведь, как сказал Максим Горький:

Мещанство — это ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться, и хотело бы задушить своими побегами всё на своей дороге.

Как ни ужасно это звучит, но ради сиюминутного личного благополучия мещанин готов пожертвовать будущим своего потомства. А это уже эволюционный тупик, из которого нет выхода.

Разумеется, с этим можно смириться и ничего не предпринимать. Но тогда Россия, давшая человечеству множество выдающихся личностей, таких как Андрей Рублёв и Александр Пушкин, Михаил Ломоносов и Сергей Королёв, так и останется в истории человечества страной победившего мещанства. Развалом СССР всё не ограничится. Мещанчики, натягивая одеяло на себя, будут и дальше рвать Россию на куски, стремясь стать хозяевами мелких уделов. Неужели мы действительно хотим этого? Или, может, всё-таки стоит попытаться не сорваться в пропасть, а остановиться на краю обрыва, где мы очутились, и начать двигаться в другом направлении?