Наум Эйтингон – человек легендарный. Если кто и достоин звания «советского Джеймса Бонда», то это именно он. Судите сами, этот человек организовал продажу за рубежом царского золотого запаса и вывез в Россию королевское золото в ходе испанской гражданской войны; он осуществил похищение или ликвидацию лидеров белого движения и националистов Западной Украины; дискредитировал русских информаторов в Японии, после чего их лишили жизни; провел комплекс мер, направленных на предотвращение вступления Турции во Вторую мировую; добился устранения лидера Северного Китая, который являлся сторонником Токио – стране восходящего солнца пришлось решиться на оккупацию, а это совсем иные силы и средства. Но больше всего наш сегодняшний герой известен в качестве человека, который избавил от Троцкого товарища Сталина.
Наум Исаакович Эйтингон был из семьи верующих литовских евреев. Он появился на свет в белорусском городе Шклов в 1899-м году. Отец был бухгалтером на бумажной фабрике, т.е. получал достаточно, но звезд с неба не хватал. Его не стало, когда парню было тринадцать лет. И некоторое время мать с тремя детьми жила на средство дедушки Наума, который трудился присяжным поверенным. Когда и тот ушел из жизни, подростку пришлось бросить обучение и идти работать на цементный завод. В то же самое время он начал трудиться в профсоюзе, а немного позднее вступил в партию левых эсеров. На тот момент она была намного популярнее среди евреев, чем вызывавшие ужас большевики.
В тех или иных государственных органах юноша занимал должности мелких администраторов. Во время курсов повышения квалификации он все-таки вступил в РКП (б), поскольку высшие чины эсеров думали только о высоком жаловании и власти, а на низовом уровне был слабый уровень политических дискуссий. После того, как в его родной Белоруссии стал заметен дефицит сотрудников ЧК, Эйтингон стал обладателем маузера и кожаной куртки. Когда-то в годы Отечественной войны его далекий предок повторил подвиг Сусанина и завел в леса отряд французов. Молодой человек любил рассказывать эту историю и всегда мечтал о государевой службе.
Вместе с другими сослуживцами он занимался ликвидацией остатков белого движения и даже групп своих бывших однопартийцев. А также, как было принято в те времена, участвовал во взимании продразвестки и продналога. Не раз приходилось заниматься буржуями, отправлять по этапу зажиточных селян и горожан. То есть, вполне обычная чекистская карьера.
В 1921-м году Эйтингон был отстранен от работы и находился под следствием за «буржуазное происхождение и комиссарские замашки» (вы говорите, как будто это что-то плохое), но безупречный послужной список и наличие ранений его спасли. Он был командирован в Москву и учился на восточном отделении в военной академии, после чего был направлен в Китай. Однако, ликвидация Чжана Цзолиня, военного диктатора на севере Поднебесной, в перспективе привела к разрыву между СССР и движением Гоминьдан. Советский разведчик тогда был отозван, чтобы получить новое назначение.
В 1930-е он не раз совершал длительные командировки в США и Европу, где из эмигрировавших российских евреев создал внушительную разведывательную сеть. В дальнейшем она серьезно поможет в реализации советского ядерного проекта. Во время испанской гражданской войны офицер занимался оперативным прикрытием республиканцев. Он осуществил вывоз золотого запаса страны, а многих высокопоставленных людей завербовал. В том числе, свою любовницу Каридад дель Рио, испанскую аристократку левых взглядов, которая была матерью более известного Рамона Меркадера. Как они ликвидировали Троцкого, можно прочитать здесь. А мы сегодня поведем рассказ о не менее интересном.
В военные годы вместе со своим другом и начальником Судоплатовым он добился освобождения репрессированных чекистов, которые были нужны для большого дела. В это время над ним самим серьезно сгущались тучи. «Я генерал и еврей, а потому закончу свою жизнь за решеткой», - так он говорил своему товарищу. Тем не менее, оперативные игры с немецкой разведкой, известные под названиями «Монастырь», «Березино» и «Арийцы», были проведены именно им. В послевоенные годы Эйтингон был руководителем работ по противодействию литовских «лесных братьев» и антисоветских партизан Западной Белоруссии.
Он был арестован в 1951-м году по делу об сионистском заговоре в ходе кампании по борьбе с космополитами. Или, если угодно, в рамках знаменитого «дела врачей». Тогда было взято несколько генералов-евреев и сестра Эйтингона, известный медик. Сразу после ухода Сталина Берия их всех отпустил, но в 1957-м разведчик снова попал под суд, обвиненный в заговоре против режима. На этот раз пришлось ждать отстранения от власти Хрущева, генерал был отпущен и более не сидел. Несколько лет он работал «на гражданке» в качестве переводчика и ушел из жизни в 1981-м году естественным путем. Реабилитации при своей жизни мэтр советской внешней разведки так и не дождался. Это было сделано только после распада СССР.
#евреи #разведка #кгб #сталин #война