Найти тему
Николай Цискаридзе

Я ему сказал: «Вы самый наглый человек, которого я видел»

Ролан Пети был увлечен дарованием Михаила Николаевича Барышникова. Он поставил спектакль «Пиковая дама» для Барышникова на музыку из одноименной оперы. Это был двухактный балет – большой – он ставился в театре на Елисейских полях, но Михаил Николаевич категорически отказался танцевать какие бы то ни было дуэты с графиней.

Ролан на самом деле был очень интересный хореограф, но дело в том, что в повести ведь, как мы знаем, графиня и Германн встречаются только один раз, в тот момент, когда Германн уже приходит, выведывает тайну трех карт и у них диалога-то не получается. В основном говорит Германн, графиня, просто пугаясь, умирает.

Но у Ролана всегда были интересные ходы, он придумывал замечательные режиссерские вещи, однако Михаил Николаевич категорически отказывался идти на какие-то уступки.

Пети говорил: несмотря на то, что Барышников танцевал потрясающе, спектакль жизни не имел. Он прошел несколько раз и был навсегда снят с репертуара. И на самом деле Ролан был прав. Спектакль был очень неудачный.

Ролан Пети и Михаил Барышников
Ролан Пети и Михаил Барышников

Что самое интересное, когда я танцевал этот спектакль уже не один год, мне кто-то подарил небольшие записанные кусочки того спектакля – оказалось, все-таки человек какой-то записал их на камеру, и на самом деле ничего общего между старым и новым спектаклем нет.

Но когда через много лет возникло предложение создать его вновь и в России... а у Пети, оказывается, осталась оскомина, что он взял произведение, которое ему безумно нравилось, он считал, что «Пиковая дама» очень балетная тема, и у него не получилась эта работа.

И тогда Ролан поставил условие, что если он не найдет главного героя, то ставить «Пиковую даму» не будет.

Он приехал на кастинг в Москву, ходил по Большому театру – там уже все было устроено очень интересно, как обычно в любом театре есть свои какие-то фавориты, и Пети подсовывали других артистов.

Юг Галь
Юг Галь

А когда он уезжал из Франции, директор Парижской оперы Юг Галь – это был один из самых выдающихся людей в театральном мире Европы, он знал все, всех и вся, он меня видел не единожды на разных гастролях, на разных гала и пытался к тому моменту, оказывается, пригласить меня в Парижскую оперу в течение шести лет. Но, как известно, по старым советским традициям у нас всегда отвечают: «человек уехал», «он очень болен», «он очень загружен», «он вам отказал». А на самом деле до меня никогда не доходили эти новости, что меня приглашает великий Юг Галь в Парижскую оперу. Но ему все время объясняли, что я не хочу, я не поеду и так далее – занят!

И вот уезжая из Парижа, Ролан, оказывается, с ним ужинал, и этот замечательный человек сказал ему: «В Большом есть только один артист, который точно вам понравится. Зовут его Николай Цискаридзе». Естественно, мою фамилию Ролан так и не смог произнести до конца своих дней. Он запомнил только одно – Николя. Почему он еще запомнил это имя, потому что на тот момент в Парижской опере его любимым артистом был Николя Ле Риш. Мы с ним почти ровесники. Николя старше меня на 2 года. И вот так он запомнил мое имя.

Ролан приехал в Большой театр и в первую же секунду заявил: покажите мне этого Николя. А ему, естественно, все время отвечали «болеет!», «характер омерзительный», «он отказал», «сказал, что не придет к вам на просмотр».

И вот его водят по театру, показывая разных артистов, а был февраль месяц, когда он просматривал, было очень холодно, и я, так как к тому моменту был уже известным артистом, имел право проходить через репетиционный зал, в Большом театре на тот момент еще какие-то правила соблюдались. Только именитые артисты с рангом могли такое себе позволить. Так как было холодно, я пошел не в обход к своей раздевалке, а сквозь репетиционный зал для того, чтобы попасть быстрее в раздевалку. И тут меня за руку схватила какая-то женщина, это была переводчица Ролана, и говорит: «Вы Николай Цискаридзе?».

Дело в том, что в тот момент меня уже довольно часто показывали по телевизору и моя физиономия примелькалась людям. И я говорю: «Да». Она говорит: «Месье Пети, си Николя Цискаридзе».

Репетиция с Майей Плисецкой
Репетиция с Майей Плисецкой

Он ко мне подбежал и стал мне выговаривать: «Почему вы не ходите на класс? Почему вы не отвечаете на звонки?». Я говорю: «Что значит не хожу на класс? Я в соседнем зале занимался». И он так повернулся к руководству Большого театра, а дело в том, что Ролан уже имел опыт работы у нас – он ставил на Майю Плисецкую «Гибель розы», он ставил «Сирано де Бержерак» для Ирека Мухамедова, и он так грубо, такими неприличными французскими выражениями сказал о том, что «Советский Союз давно рухнул, а у вас в голове ничего не изменилось? «Я вам что, мальчик? Я твержу с первого дня, что хочу просмотреть этого Николя».

После всего сказанного руководству, он повернулся ко мне и говорит: «Вы можете сейчас остаться?». Я говорю: «Я бы с удовольствием, но сейчас на сцене начнется предгенеральная репетиция в костюмах». Мне надо было быстро надеть костюм, потому что в тот момент восстанавливали «Лебединое озеро» в редакции Григоровича. Я говорю: мне надо выйти на сцену через несколько минут. Я должен быстро это сделать, а потом могу с вами встретиться». Ну, он тут все отменил – там были какие-то большие планы. А в этот момент ему привели в зал трех артистов, которых продавливали на эту роль. Естественно, он тут же сказал – нет, уберите их, и пошел смотреть прогон со мной.

В антракте, когда закончился первый акт, он пришел на сцену и сказал мне: «Я ставлю на вас балет» и так далее. Тут же ушел на назначенную пресс-конференцию, где наше руководство уже приготовило нужных критиков, для того чтобы они прославляли нужных им артистов. Ролан вышел и сказал, что «Я нашел выдающийся талант. Этот человек может все». Он такие слова обо мне сказал, еще даже не работая со мной, что, конечно, мне уже сплоховать было просто нельзя.

-5

Сначала Пети действительно хотел пойти по старому пути – поставить балет на музыку к опере «Пиковая дама», но как он сам потом сказал, что «я посмотрел на этого мальчика, они настолько разные с Барышниковым, что для него музыка к опере, она очень неподходящая. Я стал искать другую музыку, послушал разных композиторов. В итоге вернулся к Чайковскому, и вот Симфония № 6 очень подходит».

Я ему тогда сказал: «Вы самый наглый человек, которого я видел. Приехать в Россию и взяться за две наши святыни – за «Пиковую даму» и за «Патетическую симфонию»...

О работе с Роланом над «Пиковой дамой» расскажу в следующий раз