Найти в Дзене
Дзен для авторов

Корпоративный мемфис: как человечки с большими руками и ногами завоевали мир иллюстрации

Оглавление

Картинки с мультяшными человечками встречаются практически везде: в соцсетях, рекламных объявлениях и на сайтах. Их используют и большие корпорации, и маленькие компании. Этот стиль называется «корпоративный мемфис». Вместе с дизайнерами и иллюстраторами Евгенией Кузьминой, Максимом Хабаровым, Антоном Гудимом и автором канала Martadello разбираемся, откуда он взялся и почему стал так популярен.

Как выглядит корпоративный мемфис

Стиль этих иллюстраций характеризуют плоские простые формы, монохромные цвета и минимализм.

  • Люди на таких иллюстрациях часто изображены с нереалистичными пропорциями тела, например c большими или слишком длинными руками и ногами.
  • Лица чаще всего либо рисуют без явных черт, либо обозначают только улыбку, но бывают и более проработанные образы.
  • Цвета не обязательно яркие, часто они подобраны под фирменную расцветку компании.

Как и когда этот стиль появился в иллюстрации

Слово «мемфис» взято из названия итальянского объединения художников Gruppo Memphis. В 1980-х оно специализировалось на промышленном дизайне и создавало в первую очередь предметы интерьера и мебель. Их футуристические кресла, шкафы и книжные стеллажи вдохновляли не только дизайнеров интерьеров, скоро этот стиль определил всю эстетику 1980-х годов. Разбросанные яркие цветные формы и линии, сочетание кругов и треугольников с черно-белыми графическими узорами стали появляться везде — от одежды до кино. Взять, к примеру, старые заставки MTV, дом из фильма «Битлджус» Тима Бёртона или модную одежду тех лет — все это в духе мемфиса.

Пример интерьера авторства Gruppo Memphis. Фото с сайта it.wikipedia.org
Пример интерьера авторства Gruppo Memphis. Фото с сайта it.wikipedia.org

В середине 2010-х характерный стиль снова вошел в моду. Плоские формы и абстракция пришли на смену скевоморфизму — стилю, в основе которого лежало реалистичное изображение объектов. В эпоху первых смартфонов иконка камеры напоминала реальный фотоаппарат, а ярлык приложения заметок — настоящий блокнот. Такой стиль помогал ориентироваться людям, не до конца адаптированным к всеобщей цифровизации. Но потом все начало меняться. В 2013 году Apple стала отдавать предпочтение плоским иллюстрациям и иконкам, а ее сотрудники начали жаловаться на неэстетичный и устаревший вид интерфейсов.

Разница во внешнем виде иконок iOS 6 и iOS 7. Слева — устаревший скевоморфизм, справа — более современный плоский дизайн. Фото с сайта www.businessinsider.com
Разница во внешнем виде иконок iOS 6 и iOS 7. Слева — устаревший скевоморфизм, справа — более современный плоский дизайн. Фото с сайта www.businessinsider.com

На стыке плоского дизайна с его минимализмом, простыми формами, чистыми цветами и интересом к эстетике 80-х появился стиль, называемый «корпоративный мемфис». Кто именно его автор, сказать трудно. Это скорее результат работы множества дизайнеров и художников, которые вдохновлялись работами друг друга. Самыми яркими примерами стиля можно назвать гайдлайн Facebook, который в 2017 году создала компания BUCK, и иллюстрации для Slack, нарисованные Элис Ли. Так с подачи крупных корпораций смешные разноцветные человечки распространились по всему миру, а тренд подхватили маленькие компании и блогеры.

Пример иллюстрации для Facebook. Фото с сайта buck.co
Пример иллюстрации для Facebook. Фото с сайта buck.co

Почему эти иллюстрации так популярны

Простота исполнения. Простые линии и формы позволяют даже не очень опытным иллюстраторам легко воспроизводить корпоративный мемфис. На изображениях обычно однотонный фон, мало предметов, нет детальной прорисовки рук, черт лица и окружающих персонажей предметов.

Пингвин в сапожках о дизайне
Дизайнер Евгения Кузьмина: Секрет популярности мемфиса — в простоте создания иллюстраций в этом стиле. Не нужно быть хорошим художником, знать пропорции человека, главное — владеть основными инструментами векторной программы и фантазией. Отсюда и получается, что человек, очень далекий от дизайна, может сделать кучу иллюстраций в этом стиле.

Экономичность. Простая и доступная техника исполнения позволяет экономить на создании фирменного стиля и оформлении продуктов. Такую работу можно сделать самостоятельно или нанять дизайнера за небольшие деньги, а не идти в крупные дизайнерские бюро.

Универсальность. Картинки в стиле мемфис легко создавать в векторе, анимировать, увеличивать без потери качества и размещать на разных площадках: в соцсетях, на сайте, в качестве иллюстрации к статье и так далее. Они легко встраиваются в уже существующий фирменный стиль компании, эти иллюстрации можно адаптировать под логотип, выбранные шрифты и цветовую палитру.

Максим Хабаров
Художница Алина Гагаринова, соавторка комиксов на канале Максима Хабарова: Мемфис не перетягивает на себя внимание от текста и в какой-то мере сглаживает углы — например, в остросоциальных темах. Лицо в таких иллюстрациях либо очень маленькое, либо отсутствует вовсе, и тело становится доминантой. Это напоминает палеолитических Венер. В иллюстрации смещается акцент с личности на действие, которое совершает условный человек. Выглядит самобытно и лаконично.

Дружелюбие. Милые яркие человечки вызывают скорее приятные ассоциации и ощущение, что компания относится к пользователям с заботой. Для крупных компаний, которые продают сложные IT-продукты, недвижимость или оборудование, такой контакт с людьми особенно важен.

Martadello
Художник Martadello: Конечно, людям нравятся компании, которые не боятся быть «мягкими» и «дружелюбными». Зайдите на сайт какой-нибудь транспортной компании, где всё холодно, угловато и усеяно фотографиями карт и грузовиков, и почувствуете разницу. А иллюстрации сопровождают нас еще с детских книжек и вызывают теплые эмоции и доверие.

Нейтральность. Корпоративный мемфис позволяет показать разнообразие. Например, чтобы изобразить персонажей разных этносов, достаточно просто заменить цвет кожи, ведь детально лица не прорисованы. Хотя часто персонажей делают вовсе обезличенными, без характерных внешних признаков, например с синей кожей: это избавляет компании от обвинений в предвзятости.

Еще мужчины и женщины на таких картинках выглядят достаточно нейтрально и несексуализированно, что тоже уменьшает потенциальную негативную реакцию зрителя
Еще мужчины и женщины на таких картинках выглядят достаточно нейтрально и несексуализированно, что тоже уменьшает потенциальную негативную реакцию зрителя

За что корпоративный мемфис часто критикуют

Интересно, что почти все вышеперечисленное воспринимается как минусы.

Отсутствие индивидуальности. Многим дизайнерам кажется, что однообразные формы лишены идеи и глубины, а их похожесть лишает компании фирменного собственного стиля. Кроме этого, компании в погоне за безопасным дизайном вынуждают иллюстраторов отказаться от своих уникальных идей и подстроиться под более нейтральный мемфис. Это снижает риск критики и помогает привлечь большую аудиторию.

Martadello
Художник Martadello: Я не думаю, что этот стиль примитивный и простой. Такое мнение сложилось из-за того, что его используют направо и налево и чаще всего не очень умело. Мемфис бывает очень сложный и безупречно красивый, но такие примеры редкость и стоят больших денег у больших авторов.

Обманчивый позитив. Часто корпоративный мемфис ругают за создание ложной атмосферы комфорта. Все персонажи на таких иллюстрациях испытывают исключительно радость, а меланхолия или грусть им не свойственны. В интернете можно найти огромное количество мемов, иронизирующих над этим.

Пример того, как корпоративный мемфис может нейтрально изображать даже неприятные вещи, — пародия на картину Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына». Фото с сайта knowyourmeme.com
Пример того, как корпоративный мемфис может нейтрально изображать даже неприятные вещи, — пародия на картину Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына». Фото с сайта knowyourmeme.com

Навязчивость. Корпоративный мемфис стал так популярен в последние годы, что его повсеместное распространение иногда раздражает пользователей.

Gudim.
Художник Антон Гудим: Я встречал его в оформлении корпоративных слайдов с информацией, и для меня это всегда было чем-то средним между полноценной иллюстрацией и просто дизайнерским узором. Возможно, этот стиль выбирается, так как из-за своей обтекаемости и малоэлементности он раздражает наименьшее количество людей. Но с другой стороны, частое использование раздражает тех, кто уже видел его десятки раз.

Доступность. Большую роль в распространении стиля сыграли и фотостоки, где можно купить готовые шаблоны и составить из них свои иллюстрации. Это убивает саму идею дизайна и делает дизайнерами даже непрофессионалов.

Пингвин в сапожках о дизайне
Дизайнер Евгения Кузьмина: Чтобы создавать такие иллюстрации, нужно изучить всего лишь базовые инструменты программы или скачать шаблоны — и это будут просто красивые картинки. Если говорить о крупных брендах, то там каждый персонаж, сюжет прорисован со смыслом. Новичку будет сложно сделать работу такого уровня. Я могу сравнить это с видеоискусством. Какой-то клип может снять любой, у кого есть телефон с камерой, а вот сделать кино — это совсем другая история.