Вспышка чумы между 1347-1352 годами, известная как "Чёрная смерть", полностью изменила мир средневековой Европы. Депопуляция нарушила социально-экономическую структуру феодальной системы того времени, а последствия чумы повлияли практически на все аспекты жизни людей. Заболевания в эпидемических масштабах были частью жизни в средние века, но никогда раньше не было пандемии серьёзней "Черной смерти". После неё у людей не было возможности возобновить жизнь в том виде, в каком они знали её раньше. "Черная смерть" изменила фундаментальную парадигму европейской жизни в следующих областях:
- Социум
- Экономика
- Медицина
- Религия
- Преследование и миграция
- Права женщин
- Искусство и архитектура
До чумы феодальная система жестко разделяла население по кастовой системе, которая состояла из Монарха наверху, затем землевладельцы-феодалы, а внизу - зависимые крестьяне и горожане. Медицинскую помощь беспрекословно получали от врачей, которые опирались на знания медиков прошлого, а католическая церковь обладала более высоким авторитетом в духовных вопросах. Женщины считались гражданами второго сорта, а искусство и архитектура того времени отражали веру людей в благосклонного Бога, который откликался на молитвы и мольбы.
В то время жизнь не была лёгкой и приятной, но люди думали, что знают как устроен мир и как в нём жить. Чума изменила всё и положила начало новому пониманию, которое нашло свое выражение в таких движениях, как протестантская Реформация и Ренессанс.
Пришествие, распространение и последствия чумы
Чума пришла в Европу с Востока, скорее всего через торговые пути на кораблях по морю и по Шёлковому на суше. "Черная смерть" - это комбинация бубонной, септической и легочной чумы. Она набирала обороты на Востоке, по меньшей мере с 1322 года, и примерно к 1343 году, заразила войска монгольской Золотой Орды, под командованием хана Джанибека (правление 1342-1357), осаждавшего город Кафа (современная Феодосия в Крыму) на Черном море. Когда воины Джанибека умирали от чумы, он катапультировал их трупы через городские стены, заражая жителей Кафы, которым по необходимости приходилось контактировать с разлагающимися телами. В конце концов, многие жители бежали из города на кораблях, прибыв сначала в сицилийские порты, затем в Марсель и далее. Со временем чума распространилась по всем странам Европы. Зараженные обычно умирали в течение трех дней после появления симптомов. Число погибших росло так быстро, что жители Европы не успевали понять, как поступить в сложившейся ситуации.
"В городах чума протекала гораздо тяжелее, чем в сельской местности, её психологическое воздействие проникало во все сферы общества. Никто - ни крестьянин, ни аристократ - не был защищен от этой болезни, а после заражения страшная и мучительная смерть была почти гарантирована. Мертвые и умирающие лежали на улицах, покинутые испуганными друзьями и родственниками."
Норман Ф. Кантор (Norman F. Cantor)
По мере распространения чумы, попытки остановить её или вылечить инфицированных, потерпели неудачу. Люди начали терять веру в институты, на которые они полагались ранее. Социальная система феодализма стала разрушаться из-за массовой гибели крепостных, которые были наиболее восприимчивы к болезням, поскольку условия их жизни вынуждали более тесно контактировать друг с другом, чем представителей высших классов. Чума свирепствовала среди низших слоев общества. Люди искали убежище и помощь в братствах, церквях и монастырях, передавая чуму духовенству, а от духовенства инфекция распространялась на дворянство. В 1352 году эпидемия закончилась. Миллионы людей умерли, а социальная структура Европы и большая часть ландшафта стали неузнаваемы. Урожай гнил на полях, поскольку собирать его было некому. Как отмечал Кантор - "многие процветающие города на некоторое время стали фактически городами-призраками".
Социально-экономические последствия
До чумы король владел всей землей, которая распределялась между приближенными дворянами. Они заставляли крепостных обрабатывать землю, что приносило немалый доход, а проценты с прибыли выплачивались королю. Сами крепостные ничего не получали за свой труд, кроме жилья и еды, которую они выращивали сами. Поскольку вся земля принадлежала королю, он мог свободно дарить её друзьям, родственникам и другим знатным людям, которые были ему полезны. Поэтому к 1347 году каждый свободный участок земли обрабатывался крепостными под управлением одного из этих хозяев.
В то время Европа была сильно перенаселена, поэтому для обработки земли всегда хватало рабочей силы. У крестьян не было другого выбора, кроме как работать на хозяев, что являлось своего рода рабством с момента рождения до самой смерти. В феодальной системе не существовало способа продвижения вверх, а крепостной был привязан к земле, которую он и его семья обрабатывали из поколения в поколение.
Однако, по мере распространения чумы, депопуляция значительно сократила рабочую силу, а труд крепостного внезапно стал важным и редким активом. Без труда крестьян владелец поместья не мог прокормить себя и свою семью, и тем более не имел возможности выплачивать десятину королю или церкви. Потеря стольких людей означала, что выжившие теперь могли договориться о справедливой оплате труда и достойном обращении. Уровень жизни представителей низшего класса значительно вырос, поскольку они получили более лучшие условия проживания, хорошую одежду и даже предметы роскоши.
После того, как эпидемия закончилась, улучшение жизни крепостных возмутило феодалов. Их обеспокоило, что люди из низших классов забыли своё "истинное место". Мода резко изменилась, поскольку элита требовала более экстравагантной одежды и аксессуаров для дистанцирования от бедняков, которые теперь могли позволить себе одеваться более изысканно, чем в прежние лохмотья и прочее тряпьё. Попытки богатых вернуть крепостных в предыдущие условия существования привели к восстаниям, таким как: крестьянское восстание во Франции в 1358 году, восстания гильдий в 1378 году, знаменитое восстание крестьян в Лондоне в 1381 году. Обратного пути уже не было, и потуги элиты оказались тщетными. Классовая борьба продолжалась, а авторитет феодальной системы был окончательно подорван.
Влияние на медицинские знания и практику
Чума повлияла на авторитет медицинских знаний и применяемую практику. Врачи получали медицинские знания в основном из работ Галена (около 130-210 годов н.э.), Гиппократа (около 460-370 годов до н.э.) и Аристотеля (около 384-322 годов до н.э.). Многие из этих работ были доступны только в переводах с арабских копий низкого качества, но использовались наилучшим образом, насколько это было возможно.
"Средневековая наука была далека от примитивной; фактически, это была очень сложная система, основанная на накопленных трудах теоретиков с первого тысячелетия до нашей эры. Слабость средневековой науки заключалась в ее теоретической и книжной ориентации, подчеркивающей авторитет признанных авторов. Долг ученого [и врача] состоял в том, чтобы интерпретировать и примирить эти древние авторитеты, а не проверять их теории на соответствие наблюдаемым реальностям."
Джеффри Сингман (Jeffrey Singman)
Врачи и другие люди, которые ухаживали за больными, массово умирали, а традиционные методы лечения пациентам не помогали. Уже к 1349 году стало ясно, что лекарство, вернувшее здоровье одному пациенту, не действовало на другого.
После чумы врачи начали подвергать сомнению применение знаний прошлого, не приспосабливая их к обстоятельствам современности.
"Медицина медленно начала меняться в течении жизни поколения после первой вспышки чумы. Многие ведущие теоретики медицины погибли во время чумы, что открыло эту дисциплину для новых идей. Вторая причина перемен заключалась в том, что в то время как университетская медицина потерпела неудачу, люди стали обращаться к более практичным хирургам. С развитием хирургии больше внимания стало уделяться непосредственному изучению человеческого тела, как в болезни, так и в здоровье. Анатомические исследования и вскрытия, редко проводившиеся в "дочумной" Европе, стали проводиться в более срочном порядке при большей поддержке со стороны государственных органов."
Джозеф А. Леган (Joseph A. Legan)
Смерть многих теоретиков, которые писали на латинском или переводили медицинские трактаты на латынь, привела к появлению новых работ на местных языках. Это позволило обычным людям изучать медицинские тексты, что расширило базу знаний. До чумы средневековые госпитали в основном использовались для изоляции больных, а после - стали похожи на современные медицинские учреждения с высоким уровнем чистоты и более заботливым уходом за пациентами.
Изменение религиозных взглядов
Врачи и теоретики не были единственными, чей авторитет был подорван чумой. Духовенство подверглось такому же пристальному вниманию со стороны общества, и появились сомнения в способности священнослужителей исцелять больных. Братья, монахи и священники умирали также, как и все остальные, а в некоторых городах религиозные службы полностью прекратились из-за отсутствия авторитетных церковных представителей, которые могли возглавить конфессиональные сообщества. Кроме того, амулеты и обереги, которые люди покупали для защиты, службы, которые они посещали, процессии, в которых они принимали участие, молитвы и посты не помогали остановить нашествие чумы, а в некоторых случаях даже способствовали её распространению.
Так же росту заболеваемости способствовало движение флагеллантов, которое зародилось в Северной Италии и со временем охватило большинство стран южной и центральной Европы. Группы кающихся путешествовали из города в город, подвергая себя самобичеванию для искупления грехов. Эти сборища, возглавляемые самопровозглашенными лидерами, не имевшими никакого религиозного образования, не только распространяли заразу, но и разрушали общины, настаивая на нападении на маргинальные группы, которые в основном состояли из евреев и цыган.
Поскольку о причинах появления чумы никто не знал, её считали неким мистическим явлением, Божьим гневом и даже еврейским колдовством. Умерших от "Чёрной смерти" подозревали в утрате веры, но было очевидно, что сами священнослужители часто становились жертвами болезни. Внутренние противоречия в религиозных сообществах и экстравагантный образ жизни служителей Бога, в сочетании с массовой смертью людей, породили всеобщее недоверие и пагубно повлияли на авторитет Церкви.
Усиление преследований и миграции
Разочарование, которое испытывали люди из-за беспомощности в борьбе с чумой, породило вспышки жестоких преследований по всей Европе. Движение флагеллантов было не единственным источником преследований. Мирные граждане, доведённые до исступления, стали нападать на общины евреев, цыган, прокаженных или других людей. Также давлению подвергались женщины. Считалось, что они поощряют грехи из-за родственной связи с библейской Евой и способствуют грехопадению человека.
Несмотря на буллу Папы Климента VI (1291-1352), которая оправдывала евреев и осуждала нападавших христиан, еврейские общины были практически полностью уничтожены в Германии, Австрии и Франции, а выжившие, бежали с мест массовых гонений и постепенно обосновались в государствах восточной Европы.
Права женщин
С другой стороны, после эпидемии женщины получили более высокий статус. До чумы у них было меньше прав.
"При рассмотрении характерных средневековых представлений о женщинах важно знать не только каковы были сами представления, но и из каких источников они берут начало. В раннем средневековье то, что считалось современным мнением о женщинах, исходило от двух источников - церковь и аристократия."
Эйлин Пауэр (Eileen Power)
Средневековая церковь и аристократия не высоко ценили представительниц слабого пола. Женщины из низших классов работали пекаршами, доярками, ткачихами или прислужницами в поместье господина. Они не имели права голоса и не могли распоряжаться своей судьбой.
Положение женского населения улучшилось благодаря культу Девы Марии, который ассоциировал женщин с матерью Иисуса Христа. Но Церковь постоянно подчеркивала присущую женщинам нечестивость и считала их дочерями Евы, через которых грех пришёл в мир.
После чумы, когда умерло очень много мужчин, женщинам разрешили владеть собственной землей, вести дела, которыми раньше занимались только мужчины, и предоставили свободу в выборе супруга. Женщины вступали в гильдии, управляли текстильными предприятиями, могли владеть тавернами и сельскохозяйственными угодьями. Позднее, аристократия и церковь попытались восстановить прежний контроль. Многие права были урезаны, но всё равно, после чумы женщины оказались в лучшем положении, чем до неё.
Искусство и архитектура
Чума сильно повлияла на средневековое искусство и архитектуру. Художественные произведения (картины, гравюры, скульптуры и другие) стали более реалистичными и почти всегда изображали смерть.
"Некоторые произведения чумного искусства содержат жуткие образы, на которые непосредственно повлияла смертность от чумы или увлечение макабрами и осознание смерти, которое усилились после чумы. Некоторые произведения искусства чумы документируют психосоциальные реакции на страх, вызванный чумой у своих жертв. Другие произведения искусства, посвященные чуме, напрямую реагируют на то, что люди полагались на религию, которая давала им надежду."
Анна Луиза ДезОрмо (Anna Louise DesOrmeaux)
Самым известным произведением была "Пляска смерти" (также известная как Danse Macabre) - аллегорическое изображение смерти, которая призывала людей из всех слоев общества пойти с ней. Как отмечает ДезОрмо, "послечумное" искусство не ссылалось на "чёрную смерть" напрямую, но каждый, кто рассматривал произведение, понимал его символизм. Это не значит, что до чумы не было никаких аллюзий на смерть, просто впоследствии они стали более выраженными.
Архитектура пережила аналогичное влияние.
"В Англии параллельно наблюдался рост строгости архитектурного стиля, который можно объяснить "Черной смертью" - переход от украшенной версии французской готики, которая отличалась сложными скульптурами и стеклом, к более скромному стилю, называемому перпендикулярным, с более острыми профилями зданий и углов, менее пышному, округлому и элегантному, чем украшенный… Причина могла быть экономической - меньше капитала, чтобы тратить на украшение из-за тяжелых военных налогов, и сокращение доходов от поместья из-за нехватки рабочей силы и более высокой заработной платы крестьян."
Норман Ф. Кантор (Norman F. Cantor)
Поскольку у работников появилась возможность требовать более высокую заработную плату, дорогие и сложные строительные объекты, которые проектировались до чумы, стали менее актуальны из-за возросшей стоимости постройки, что привело к созданию более строгих и экономически эффективных сооружений. Многие исследователи отмечают, что "постчумная" архитектура того времени сильно изменилась из-за повсеместного пессимизма, озабоченности в согрешении и преждевременной смерти.
Заключение
Не только высокая заработная плата, которую требовали крестьяне, и не озабоченность смертью повлияли на "послечумную" архитектуру. Из-за депопуляции значительно сократилось сельскохозяйственное производство и спрос на продукцию, что привело к экономическому спаду. Поля оставались необработанными, урожай гнил. Пытаясь сдержать распространение чумы, страны резко ограничили импорт, что ухудшило их экономику, а также экономику их торговых партнеров.
Повсеместный страх перед незаслуженной смертью, которую человек не мог предвидеть и избежать, ошеломил население Европы того времени. Когда положение немного улучшилось, общество переосмыслило прежний образ жизни и ценности, которых оно придерживалось. Хотя изначально мало что изменилось, уже к середине XV века по всей Европе произошли радикальные перемены, которые были невозможны всего сто лет назад: протестантская Реформация, переход сельского хозяйства от крупномасштабного выращивания зерна к животноводству, повышение заработной платы городских и сельских рабочих, а также много других достижений, связанных с эпохой Возрождения.
Вспышки чумы будут и после пандемии "Черной смерти" 14 века, но ни одна из них не окажет такого же психологического воздействия. Это приведет к полной переоценке существующей парадигмы полученных знаний. Европа реагировала на "Черную смерть", основываясь на традиционных религиозных или светских представлениях. Когда они потерпели неудачу, пришлось создавать новые модели понимания мира.
Источник: http://inwoinfo.ru/