Замерший по всем фронтам автомобильный рынок захватили неясные перспективы параллельного импорта, большие вопросы с гарантией и обедневшие салоны официальных дилеров с дорогими в обоих смыслах остатками. На этом фоне продажи электрических машин тем более удивляют: за первую половину 2022 года их купили в полтора раза больше чем годом ранее. Пробежных экземпляров тоже стало больше: постоянный спрос вставал на паузу только в несколько пандемийных месяцев.
Электрокары приобретают загадывая дешевое обслуживание, доступное топливо из розетки и льготы. Так ли это — разберемся.
Зарядка электрокара (плюс)
Основная статья расходов «классических» автомобилей касается топлива, электрокары тут не исключение. Экономия начинается с розетки.
Аккуратные водители на легковом электромобиле могут уложиться в 15 кВт·ч на 100 км пути. В смешанном цикле с междугородними маршрутами расход вырастет до 20 кВт·ч. Около 25 кВт·ч на ту же дистанцию нужно большим и мощным электрокарам.
Стоимость горючего примерно одинакова на всех колонках, а цена киловатта энергии сильно зависит от тарифа. Бывают бесплатные зарядные станции — АЗС тут нечего ответить.
- Тариф на быстрой зарядке стоит около 20 рублей за кВт·ч. При среднем расходе 20 кВт·ч дорога в 100 км обойдется в 400 руб. (20 кВт·ч х 20 руб.). Это самый дорогой вариант. Коммерческие зарядки с «обычной» скоростью стоят вполовину дешевле.
- Домашние тарифы могут быть одноставочными (то есть с одинаковой ценой кВт·ч в течение суток) и двуставочными, с дешевой электроэнергией ночью.
- Одноставочные тариф в Москве в 2022 году составляет 6,17 руб. На 100 км придется потратить 123,4 руб. (20 кВт·ч х 6,17 руб.).
- Днем по двухставочному тарифу электроэнергия стоит 7,10 руб. В пересчете на 100 км получается 142 руб. (20 кВт·ч х 7,10 руб.).
- Ночной тариф стоит 2,69 руб., то есть 53,8 руб на 100 км. (20 кВт·ч х 2,69 руб.).
На 400 руб. (столько стоит 100 км самой дорогой зарядки) можно заправить 8 литров бензина при средней цене 50 руб. за литр. Итого расход между ДВС и электрокаром будет одинаковым при условии дорогого электричества и скромного аппетита мотора. В остальных случаях разница станет кратной. Запас по цене заправки не сможет перекрыть даже увеличенный расход энергии в зимнее время (+30 и более процентов). Сюда же запишем «выгодные» простои в пробках, сильно увеличивающие расход жидкого топлива и почти не влияющие на запас в аккумуляторной батарее.
Обслуживание (плюс)
Электромобиль придется завозить на сервис раз в год-два в зависимости от пробега. Современная электрическая установка не требует обслуживания, а количество деталей заметно меньше, чем в машине с ДВС. Не нужно менять свечи и фильтры, элементы сцепления, ремни с роликами, помпы и нейтрализатор. Нет радиаторов, коробки, топливной системы.
Из регулярного — замена масла в редукторе каждые 30–40 тыс. км. Менять надо по инструкции; в некоторых моделях оно залито на весь срок эксплуатации.
Диски и колодки на электрокаре изнашиваются медленнее. На небольших скоростях машина тормозит силовой установкой, запуская рекуперацию энергии. «Классические» тормоза срабатывают при резком замедлении. Иногда от такого режима закисают суппорта.
Силовые контакты могут потребовать инспекции на мощных авто и только после регулярной активной езды. Тут же бывают проблемы с электроникой, но не чаще, чем в «обычных» машинах.
Тяговые батареи в новых электрокарах теряют 3–5% емкости к 100 тыс. км пробега. Через 7–10 лет запас заряда деградирует примерно на 30%. Менять батарею целиком необязательно: существует восстановительный ремонт с заменой отдельных ячеек. На долгой дистанции он выйдет дороже покупки новой батареи, но разовый ремонт не отнимет много денег.
Не касаясь конкретных цифр (на диком рынке в этом мало смысла) можно уточнить пропорции: в среднем обслуживание электрокара составляет 40% затрат на содержание машины с ДВС при равном пробеге.
Льготы для электрокаров (минус)
В начале года Минэкономики составило для 19 регионов рекомендации «по проведению в субъектах РФ мероприятий, направленных на развитие использования электротранспорта». Местным властям рекомендовали закрепить налоговые льготы для владельцев электрокаров, подумать над бесплатными парковками с «медленной» зарядкой до 22 кВт, и наметить будущие зоны, доступные только для зеленого транспорта. Также ведомство заявило, что сейчас прорабатывается вопрос льготного проезда электротранспорта по платникам Росавтодора.
Из такого длинного вступления многое до сих пор осталось на бумаге. Перечислим что есть.
- Нулевой транспортный налог или скидки для владельцев электрокаров с 1 января 2020 года есть в обеих столицах и еще в десятке регионов. Сэкономить получится, если машина по документам «электрокар», и собственник проживает на территории за которой закреплена льгота.
- Бесплатная парковка есть в Москве, но только для автомобилей, зарегистрированных как «электромобиль» — на гибриды преференция не распространяется. В некоторых городах бесплатную парковку можно получить в частном порядке.
- В июле 2022 года президент возобновил льготную программу кредитования, которая в том числе предусматривает повышенную компенсацию на покупку электрокара российской сборки. Государство возьмет на себя 35% его стоимости, но не более 925 тыс. рублей.
Что будет с льготами на электромобили
Все послабления для электрокаров относительно временная мера. Мы находимся в начале освоения электрического транспорта, но в общем смысле идем по следам других стран, закончивших программу электризации. С увеличением электропарка бесплатные парковки, проезды и другие льготы пропадут — это вопрос времени и государственных приоритетов. В Америке налоговый вычет давали на первые 200 тыс. машин производителя, а Китай свернул поддержку после достижения 5% от всего числа годовых продаж.
Действующая с 2020 года нулевая пошлина для стран Евразийского экономического союза в январе отменена. Теперь за каждый ввезенный электрокар приходится доплачивать 15% от стоимости покупки. Появившуюся государственную субсидию на покупку электрокаров с местной пропиской пока некуда применить — из анонсированного только калужский Evolute с неясными сроками выхода.
Средняя стоимость электромобиля с пробегом в первом полугодии 2022 года составила 1 150 000 рублей. Первое место в народном рейтинге уже несколько лет занимает Nissan Leaf. Японский компакт делает статистику всей стране благодаря популярности у жителей дальневосточного региона. Средняя цена новых электрокаров колебалась на уровне 8 млн последние два года — с весны 2019-го. В конце 2021 года средневзвешенный ценник нового рынка остановился на отметке 8,9 млн рублей.
Недостаточная инфраструктура на самом деле не такая важная проблема как цена. Это подтверждает стабильная популярность дешевых электрокаров с правым рулем на востоке страны. Главная задача на ближайшее будущее — опустить цены новых машин с батареей до уровня автомобилей с ДВС. Государственные дотации должны в этом помочь, но пока есть условие на местное производство (которого нет), и остановившиеся официальные продажи иностранных марок.