С оригиналом текста можно ознакомиться здесь >>>
Изображения взяты из сети интернет.
Дворяне (шляхта) старинная пословица «шляхтич в своем владении ровен воеводе» достаточно ясно показывает какие понятия имело о своих правах дворянское сословие в Польше, до наших времен.
Последний удар королевской власти в 1496 году, постановлением не издавать законов и не начинать войны, без согласия сеймов, польская шляхта собрала свои права и преимущества в один закон, именуемый pacta conventa, на соблюдение которого в точности, каждый из избирательных королей, должен был присягать. Главнейшими из привилегий, обеспеченных помянутым законом, были:
1) Вольный выбор короля, посредством участия каждого шляхтича,
2) Равенство шляхты между собою,
3) Господство ее над прочими сословиями,
4) Свобода от податей,
5) Исключительное право участвовать в государственной службе.
Так гласил закон, но на деле было иначе. Вольная шляхта или магнаты, как-то: Замойские, Терновские, Потоцкие, Пацы, Фирлеи, Радзивилы и другие, владея огромными поместьями, содержали свое войско или хоругви, от 4000 до 10000 человек, строили крепости, содержали огромный двор, жили с азиатской роскошью и шляхтич не стыдился служить у них и исправлять разные должности, наравне с холопами. Некоторые из этих магнатов, прописывая в актах свои титла, начинали их словами Мы Божиею милостью NN Владелец NN и проч. проч.
Все государство, можно сказать, разделено было на области между вельможами и произвол их, почти всегда заступал место закона. Представляя мелкопоместной шляхте мечтать о братском равенстве, магнаты держали в руках своих кормило правления; предводительствовали различными партиями, сажали своих клевретов в судебные места, предписывали законы сейму и решали выбор королей. Многие из них, приносили достояние свое в жертву отечеству, как например Жолкевский и другие; но немногие жертвовали оскорбленным честолюбием, или родовою завистью, водившейся между домами. Чувство ненасытной мести заставляло их поднимать друг на друга оружие и искать подкрепления у иностранных держав.
Главнейшим следствием шляхетской вольности было падение государства, а с ним и утрата прав и преимуществ, какими вообще пользуются дворяне перед прочими сословиями жителей; так, что в 1809 году шляхетское или дворянское достоинство обратилось не более как в почетное наименование. Наконец Государю Императору благоугодно было даровать дворянству царства Польского те же самые права, которыми пользуется это сословие во всей империи, что и было обнародовано указами 1836 и 1840 годов.
Мелкопоместная шляхта, происходя большею частью из вольных хлебопашцев, или еще чаще из дворовых людей, без всякого образования и без доказательств на заслуги предков, появилась во времена анархии в Польше и долго пользовалась правами, предоставленными действительному дворянству, не доставляя пользы, какую доставляет государству высшее сословие и избегая повинностей среднего и низшего сословий: а потому она была лишь бременем для государства. Шляхты этого рода в Люблинской губернии находится более 5000 человек, и особенно много ее в окрестностях г. Лугова и в Седлецком уезде; впрочем она живет рассеянно в Бяльском, Радзыньском и Люблинском уездах и ничем не разнствует от среднего и даже низшего сословия жителей, а потому об нравах и обычаях ее сказано будет в ином месте, а теперь обратимся к дворянам.
Дворяне Люблинской губернии почти все коренные Поляки, исповедуют римско-католическую веру и в особенности любят заниматься земледелием, а потому большая часть из них помещики.
Вообще всех дворян обоего пола, утвержденных герольдиею, в Люблинской губернии считалось в 1847 году 1991 человек, то есть почти 1/525 всего народонаселения. В числе этих дворян, считается потомственных 1945 человек, а личных 26 человек обоего пола.
Все они, будучи потомками Славян, сохранили до ныне тип, отличающий их от прочих племен. Телосложения они довольно крепкого, походка их и все телодвижение отличаются необыкновенной легкостью и быстротою; к перенесению всех климатов и нужд физических весьма способны. Прикладные науки, изящные искусства, поэзию, музыку, танцы, песни, пиры, женское общество, охоту, лошадей и кавалерийскую службу любят страстно. С меньшею охотою занимаются науками, требующими глубокого размышления и терпения. Язык польский, для иностранцев трудный в произношении по причине носовых букв (а, е) облегчает Полякам изучение иностранных языков, знанием которых многие отличаются. Подобно Славянам, они гостеприимны, смелы, сострадательны к ближнему и добронравны. Набожность и привязанность к католической вере, была всегда отличительным характером Поляков; она сохранилась и до ныне, особенно в женщинах. Особенное благоговение они питают к Пресвятой Богородице из Ченстохова, которую искони в молитвах своих, именуют королевою и защитницею польской короны; образ ее встретите даже в самом бедном доме. Господствующая страсть Поляков это жажда отличий и похвал. Наполеон понимал это и делал с Поляками все что ему было угодно. Веселый нрав, разговорчивость, переходящая иногда в болтливость, услужливость, особенно женскому полу, оживляют общество Поляков, которых ветреную и разгульную жизнь прекрасно выражают полька и мазурка. Пьянство и роскошь пиров, которыми славились Поляки в царствование Августов, курфирстов саксонских и королей польских, нынче не в моде. Зато большая часть Поляков, разоряется на щегольство в одежде и экипажах.
Первоначальное воспитание детей возлагается обыкновенно на мать; зажиточные нанимают иностранных гувернанток и гувернеров. Для окончательного образования, большая часть дворян отдает детей своих в реальные училища и гимназии, из которых молодежь поступает в гражданскую, или военную службу, или остается дома при родителях и посвящает себя сельским занятиям.
В прежние времена, дома помещичьи, т.е. дворы, у более знатных строились в два этажа, и если при дворе находились флигели (службы), то такой двор принимал название дворца, или палаца; у менее зажиточных дворы строились одноэтажные, более или менее значительной величины, смотря по состоянию каждого. Они большею частью были деревянные; одни лишь магнаты жили в каменных, а иногда тоже в деревянных укрепленных замках, прикрытых водяным рвом и валом. В настоящее время, в Люблинской губернии богатые дворяне живут в каменных палацах, построенных большею частью в итальянском вкусе, сколько это допускает климат. У зажиточных помещиков, при каменных домах находятся каменные или деревянные службы; среднего состояния владельцы строят себе деревянные дома, крытые гонтом, или черепицею и окруженные хозяйственными деревянными строениями, крытыми большею частью соломою. Мелкопоместные же помещики, чаще всего живут в домах деревянных, крытых соломою и отличающихся от сельских хижин только крылечком, на котором пан просиживает утренние и послеобеденные часы, с трубкою дрей-кенинга, последнего сорта табаку, или турецкого табаку, важно рассуждая с экономом о конченных, или предстоящих сельских занятиях. В таких дворах, кухня и людская помещаются под одной крышей и занимают обыкновенно одну половину дома, окна которой можно узнать по бесчисленным вставкам в окнах.
Камин, эта принадлежность польских строений, существует во всяком шляхетском доме. Печи голландские из изразцов, кладутся только в более зажиточных домах; в остальных строят польские кирпичные, топка в которых производиться из сеней. Чтобы нагреть такую печь, надобно вчетверо больше дров, и тепло не может долго держаться в ней, потому что вместо вьюшек употребляют заслонки, из одного листа железа, или даже из деревянной доски.
В 1847 году, в Люблинской губернии господских дворов было 3480 из которых только десятая часть были каменные. Сообразно со строениями, меблировка и украшение комнат различны; впрочем, капторек, или комод с бюро, картина изображающая Понятовского, погибающего в Эльстере и статуя Наполеона считаются необходимыми принадлежностями каждого дома: это пенаты польской шляхты.
В старину, вся дворня именовалась двором. Магнаты держали при себе сотни шляхтичей и холопов, для различных занятий и служб; вся же прочая шляхта подражала им, по возможности и по состоянию.
В настоящее время: знатные содержат майор-домо; прочие камердинеров, или наконец, лакеев. Чаще же всего, лакей, кучер и огородник, одно и тоже лицо, а все остальные обязанности и служебные занятия исправляют женщины. Срок службы для городских слуг принят трехмесячный, называемый кварталом. Первый квартал считается от нового года до Пасхи, второй – от Пасхи до дня Св. Иоанна Крестителя; третий до дня Св. Михаила Архангела, а четвертый до нового года.
В деревнях и местечках срок службы для слуг, остался старинный, годовой.
Шляхетская служба требует, чтобы помещик вне дома представлялся как можно лучше и богаче. Четыре лошади, цугом (две в дышло, а две на унос) краковская сбруя, обвешанная медными кружками и кусками красного и белого сукна, - коляска хотя бы допотопная, фурман, т.е. кучер, или в краковской одежде, вышитой блестками, или в платье особенного покроя, вышитом мишуриными галунами и в подобном же костюме лакей. Все это вместе взятое, составляет экипаж, в котором польский шляхтич и помещик достойным образом могут представляться всюду; кому же состояние решительно этого не позволяет, то о таком экипаже, по крайней мере, мечтает. В городах дело иное: чиновный народ довольствуется колясочкою и парою лошадок в английской упряжке; если же он высшего полета, то каретою и парою буцефалов фламандской породы.
Польская зима хотя и непродолжительна, по снегу выпадает иногда много, однако же переменчивая погода делает санную дорогу непостоянною, потому жители употребляют сани для езды только на близкие расстояния. Все щегольство в зимней упряжи заключается в том, чтобы на лошадях побольше было погремушек, а у кучера медвежья шапка огромного размера с красным дном, и ковер выпущенный сзади почти до земли.