Все интересующиеся автотематикой (а за последние месяцы таких стало значительно больше) уже слышали новости о том, что новый "Москвич" фактически станет собираемым в России то-ли китайцем, то-ли иранцем со своим шильдиком
Само собой, эта новость вызвала волну возмущения от людей, не слишком тесно знакомых с автопромом. Мол, "как так? В СССР хоть какое-то, но своё было, а сейчас просто на иномарки свой шильдик вешают и продают как "отечественное"! Такую страну разграбили...". В общем, волна возмущения - огромна, в первую очередь - по поводу того, то Россия будет продавать своим гражданам иностранный автомобиль с "москвичёвским" шильдиком, чем, конечно же, опозорит добрую память марки
Разберёмся, хорошее ли это решение и копнём немного глубже поверхностного "перемордования" иностранных машин
Но начнём с истории
Советский автопром был создан с нуля (Руссо-Балт, конечно, в расчёт не берём) в двадцатые годы двадцатого века. Первый грузовой автомобиль, созданный на заводе АМО (будущий ЗИС/ЗИЛ) представлял собой лицензионную копию американского грузовика "Автокар". А в Нижнем Новогороде на новых площадках завода "ГАЗ" начали сборку американских же "Фордов" под своим шильдиком
Чуть позднее были "созданы" автомобили КИМ и НАМИ, которые тоже базировались на Фордовских агрегатах
Всю Великую Отечественную на все фронта припасы и снаряды доставляли Горьковские труженицы - полуторки, которые фактически были самую малость доработанными под условия бездорожья "Форд-АА"
После войны, помимо уже собственных внедорожных "Газиков", правительственных "ЗИСов" и "Победы" для среднего класса, началась история "Москвича". Началась она с трофейного опеля, который на немецком же оборудовании, вывезенном по репарации, освоил МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей
Грузовая промышленность пошла своим путём - во время эвакуации за Урал появились одноимённые грузовики, собирающиеся по сей день (ранее - УралЗИС). Помимо этого ЗИЛ "родил" ещё КамАЗ в Татарстане, КАВЗ, КрАЗ и прочие. Грузовая монополия в то время, можно сказать, принадлежала ЗИЛу
От ГАЗа же "отпочковался" тем же методом, что и Урал, УАЗ. Поставлявший в ходе Великой Отечественной на фронт "ГАЗ-64", он тоже недолго был производственной площадкой ГАЗа. Ещё 69-й Ульяновской сборке имел на капоте аббревиатуру "УАЗ", а позднее из него, приказом с самого верха, выросла собственная модель - 452 "Буханка" и 469 - уже совсем самодостаточные модели УАЗа
МЗМА выпускал свои компактные "Опели" недолго - скоро он переформатировался на собственную модель, которая была больше, красивее и дороже - 403 Москвич
Обилие хрома и внутренне убранство были, конечно, вещами шикарными. Но это делало автомобиль слишком дорогим - дешевле "Волги", но уже недоступным массам. Да и объёмы производства не покрывали спроса
Решено было организовать производство малолитражек на запорожском тракторном заводе "Коммунар". "Москвич" очень сильно помог в этом, безвозмездно отдав ему свой почти готовый проект "Москвич-444"
От него и перешло имя по территориальному признаку - свет увидел "Запорожец"
Почему-то у многих (и у меня в том числе) есть ощущение, что эта разработка тоже не сильно-то и собственная. Веет от неё чем-то итальянским, знаете, как будто на "Ф" начинается...
Время шло, и "Москвич" уверенно пробивался везде, где только мог - в том числе, на экспортных рынках. На всех его уже категорически не хватало. Нужна была альтернатива
За альтернативой послали снова за итальянцами, на этот раз - полностью открыто. "Фиат" построил завод, завёз туда своё оборудование и начал выпуск 124-й модели - у нас известной по имени "копейка"
В первых партиях детали были сделаны в Италии, вплоть до стекла. Первое время велась просто отвёрточная сборка, с освоением и изучением технологии. Более того, на пару лет итальянцы вовсе наложили запрет на разработку собственных моделей "ВАЗ"...
От Запорожца же, примерно в это время, появился "ЛуАЗ" - завод в УССР по производству сверхлёгких внедорожников с двумя основными моделями - колхозным "луноходом" и военной амфибией. Агрегаты все были унифицированы с "Запорожцем", на обоих стоял мотор Мелитопольского моторного завода
Так к чему это я?
Вы можете увидеть, что каждая новая марка в СССР начинала с выпуска чужих автомобилей - либо иностранных, из дружественных и не очень, республик, либо получая проекты от уже существующих автоконцернов. Так что ничего нового и унизительного в том, что новый Москвич будет изначально иранским или китайским автомобилем - нет. Это напротив - очень символично и интересно. Очень хорошо показана цикличность истории...
И при всём этом волноваться тоже не стоит - ведь за считанные годы "Москвич" создал свой автомобиль, а затем - ещё целую линейку машин собственной разработки, которые не спутать ни с чем другим, и пользующиеся спросом в Европе. УАЗ - заработал мировую известность и узнаваемость за счёт собственных моделей внедорожников. ЗАЗ скоро перешёл на "ушастика" и "мыльницу", не имевших уже ничего общего с итальянцами, а продолжил переднеприводной "Таврией", которая не потеряла до конца своей актуальности даже сейчас. ВАЗ спустя время тоже представил переднеприводное семейство "девяток" а затем - "десяток", которые затем стали тем, на чём мы ездим и уж никто не ассоциирует их с "Фиатом". ГАЗ - не продолжил выпускать американцев, а создал "Победу" - потрясающую и уникальную машину с несущим кузовом, затем поставив её на полноприводное шасси. Затем - ряд "Волг", сменяющих одна другую, и все - красивы и хороши по-своему. И ЗИЛ не разочаровал - его лимузины знали и ожидали на каждом международном приёме, а грузовики до сих пор колесят по дорогам Мексики
И важно понимать, что новый "Москвич", как и "Волга", если её всё же решат возродить - это лишь временно будут иномарки. Это необходимо, ведь очень сложно создавать что-то совсем с чистого листа - гораздо проще и логичнее обкатать производство на иномарке, набраться опыта, набить руку, разогнать процесс - а как всё будет готово - представить миру новый, свой "Москвич"...
Ни на кого не похожий