Про импортозамещение заговорили не вчера. Российские власти давно стараются снизить зависимость страны от зарубежных контрагентов. Строительная отрасль, как и большинство других, совсем без импорта не обходится, и в условиях ухода иностранных компаний и нарушения привычных логистических цепочек вопрос о поиске отечественной замены иностранным материалам встал перед всеми игроками строительного рынка. Рассказываем, как новые реалии скажутся на российском строительстве. Спойлер: просто не будет, но выходы есть.
Что имеем
Прежде всего стоит сказать, что ситуация, в которой в 2022 году оказалось строительство в России, далеко не катастрофическая. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев называет строительную отрасль самой «домашней» в российской экономике. По его словам, подавляющая часть строительных материалов производится внутри страны. «Кирпич, газобетон, арматура, песок, цемент — отечественные. Пластик весь отечественный. Кровля, окна, двери [тоже]. [Наши] отделочные материалы, плитка, керамогранит уже давно конкурируют не то что с турецкими аналогами, но даже с итальянскими», — отметил он в интервью РБК.
Российские застройщики давно озаботились вопросом импортозамещения, и, действительно, объем иностранных материалов в отечественных проектах в целом небольшой. НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) провел опрос среди строительных компаний, чтобы узнать, насколько велика в российской строительной сфере доля импортной продукции. Из 668 организаций, принявших участие в опросе, 415 ответили, что не используют при строительстве материалы, чье производство не локализовано в России.
Доля импорта зависит от класса объекта. Чем выше его статус и стоимость квадратного метра, тем больше зарубежных материалов используется. Например, в проектах комфорт-класса доля импортной продукции не превышает 10% — такую оценку дает компания-девелопер Gravion. В некоторых проектах объем российских материалов достигает даже 95%. С элитными объектами, конечно, сложнее. В новостройках бизнес-класса, по оценке Gravion, доля импортной продукции достигает 30%, а в премиальных и элитных проектах — 50%.
Хуже всего пока что обстоят дела с заменой импортного высокотехнологичного оборудования — лифтов, вентиляционных систем, инженерных коммуникаций и так далее. Их российские аналоги если и есть, то пока уступают в качестве. А некоторые объекты вообще были спроектированы специально под европейское оборудование.
Тем не менее импортозамещение сегодня еще не вылилось в серьезную проблему. Большинство компаний сейчас работает на старых запасах, а параллельно активно ищет новых контрагентов и прорабатывает новые логистические цепочки.
Что делать
У импортозамещения два основных пути. Первый — наладить новые цепочки поставок. То есть то, что раньше закупали из недружественных стран, начать закупать из дружественных. Второй — стимулировать локальные производства, чтобы все или почти все необходимое для строительства производилось внутри России.
Основная доля импорта строительных материалов и оборудования сейчас приходится на Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. После легализации параллельного импорта появились новые схемы поставок через страны СНГ, Китай, Индию, Африку и арабские государства.
Одновременно увеличилась поддержка отечественных производителей. Уже в начале марта 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил увеличить использование российских товаров на внутреннем рынке и определить целевые показатели по закупкам у отечественных производителей для национальных проектов. Для губернаторов рост закупок отечественных товаров даже стал новым показателем эффективности.
Кроме того, правительство России сократило срок подтверждения пригодности отечественных стройматериалов с 90 до 10 рабочих дней. Соответствующее постановление также автоматически продлевает уже выданные свидетельства о пригодности на два года.
Чтобы облегчить поиск российских аналогов иностранной продукции, в середине июня НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) при поддержке Минстроя России запустил «Каталог импортозамещения стройматериалов». К работе над ним присоединились эксперты из Главгосэкспертизы России, Минпромторга, МЧС, Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора и крупнейших компаний-застройщиков.
Сейчас в каталоге уже около восьми сотен позиций. Если нужного материала нет в списке, создатели проекта готовы помочь в поиске замены — на сайте можно оставить соответствующую заявку. Отыскать аналог обещают максимум за десять дней.
Материал попадает в каталог двумя способами: его находит и добавляет либо НОСТРОЙ, либо сам производитель — через специальную форму на сайте. Качество материалов проверяет межведомственная рабочая группа, которую возглавляет замминистра строительства Сергей Музыченко.
Сделаем сами
Выше мы уже отметили, что в России производится немало стройматериалов. Открыть и наладить производство недостающих — дело, разумеется, небыстрое, поэтому резкого скачка показателей импортозамещения ждать в ближайшее время не стоит. Однако последовательный рост наблюдается давно, и, в частности, СИБУР успешно ему способствует.
Пермское предприятие СИБУРа СИБУР-Химпром специализируется на переработке жидких углеводородов и выпускает ДОТФ (диоктилтерефталат). В строительстве он нужен для изготовления напольных и кровельных покрытий, обоев, кабельных пластикатов и прочего.
Воронежсинтезкаучук пока что единственный в России и, более того, в странах СНГ производит термоэластопласты. ТЭПы используют при строительстве дорог для увеличения их стойкости и срока службы.
На СИБУР-Нефтехиме выпускают бутилакрилат, который среди прочего нужен для производства красок, растворителей и эмали.
Еще одно предприятие СИБУР Холдинга — Русвинил — с 2014 года производит ПВХ (поливинилхлорид). Из него, например, делают пластиковые окна и гофротрубы.
Научно-исследовательский центр СИБУР ПолиЛаб адаптировал марку полиэтилена для производства геосинтетических материалов. Они используются, например, в дорожном строительстве, а также для производства труб. В начале лета СИБУР провел рабочую встречу с Мосводоканалом и производителями трубной продукции и пообещал обеспечить московское водоснабжение полимерами.
Нижнекамскнефтехим выпускает марку блок-сополимера полипропилена — она нужна для производства безнапорных систем ливневой и хозяйственно-бытовой канализации. Продукт СИБУРа обходится производителям на 30–40% дешевле, чем импортные аналоги.
Тобольский ЗапСибНефтехим — первое и пока единственное в России предприятие по производству малеинового ангидрида. В строительстве этот компонент используют для повышения прочности материалов и их устойчивости к перепадам температур. Мы подробно рассказывали про МАН в одной из прошлых статей. Завод планирует не только закрыть потребности внутреннего рынка, но и отправлять МАН на экспорт — уже в этом году ЗапСибНефтехим рассчитывает начать поставки в Китай.
Словом, безвыходных ситуаций не бывает. Российский рынок строительства уже не раз переживал кризисы в прошлом и с новыми вызовами тоже обязательно справится.
Если статья была полезной, поставьте 👍 и подпишитесь. Мы продолжим рассказывать об импортозамещении и о том, как меняется российское строительство и производство.
#импортозамещение #строительство #технологии #сделановсибуре #сделановроссии