Найти тему
Дарья Хохлова

Великий пост: что почитать?

Христианство с момента своего возникновения приносило миру богатейшие плоды, ставшие культурно-историческим наследием многих народов. Особую любовь, благоговение и трепет у верующих снискала духовная литература, славящаяся своим удивительным разнообразием, но при этом единомыслием в спасительных советах, необходимых на пути к Богу. Приближающийся Великий пост – это тоже путь, в конце которого нас ожидает встреча со Христом. И подготовиться к ней также помогут творения известных святых. Наши собеседники расскажут, какие именно.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:

Великий пост – один из самых благодатных периодов церковного года, когда чтение приобретает особенный смысл. На мой взгляд, в это время лучше всего обратиться к святоотеческой литературе, которая позволяет человеку увидеть себя таким, какой он есть.

Духовная литература, творения святых отцов в частности, написаны от сердца, а не от разума. Это плод глубокой внутренней работы, многолетнего подвига и исканий святителей, преподобных – людей, посвятивших жизнь служению Христу. В своих трудах они пишут о том, что является предметом их ежеминутной духовной работы и постоянной борьбы. Они пишут о том, как человеку побороть свою греховность и страстность, как достичь самого главного в жизни – Бога. Все советы, которые мы находим в этих писаниях, прочувствованы, выстраданы, вымолены.

-2

Если говорить о каких-то конкретных произведениях, то я бы посоветовал почитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея». Авва в переводе с сирийского языка означает «отец». Вспоминая монастырскую жизнь, скажу, что в нашей обители – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – Великий пост был особенно любим, благодаря существовавшей традиции в это время читать творения преподобного аввы Дорофея. И я уверен, что книга такого замечательного святого должна стать настольной, как для монаха, так и для мирянина. Почему? Авва Дорофей – легендарная личность. Он жил на рубеже VI-VII веков – в период расцвета монашества на Ближнем Востоке и подвизался в монастыре аввы Серида, находившемся на территории современной Палестины, недалеко от Иерусалима. Преподобный был великим человеком, очень энергичным и разумным, наделённым даром наставничества и слова, писательским талантом.

Его книга у многих поколений христиан пользовалась ошеломительным успехом и могла бы стать, как сейчас говорят, православным бестселлером. Стиль повествования свидетельствует, что человек описал мир так, как его видел и чувствовал. Это никакое не морализаторство, не сухое поучение, а живой материал, в котором глубина вопросов подаётся в доступной, оригинальной и яркой форме, какой, пожалуй, нет ни у кого из святых отцов. Преподобный пишет о разных страстях, о добродетелях, с помощью которых с этими страстями можно бороться. Он приводит множество примеров из жизни подвижников-современников, из собственного монашеского опыта. И я бы посоветовал Великим постом почитать «Поучения» преподобного аввы Дорофея – для современного читателя книга станет настоящим открытием.

Но это только один из вариантов. Ещё я бы порекомендовал познакомиться с «Лествицей» преподобного Иоанна Лествичника. Тем более что памяти этого великого святого, который был практически современником аввы Дорофея, посвящена четвёртая неделя поста.

-3

Преподобный Иоанн долгое время находился в общежительном монастыре, а затем удалился в пустыню. Он был отцом многих монахов, и вот братия одной обители призвала его на настоятельство и попросила составить «учебник» духовной жизни, ставший плодом многолетнего опыта и исследования святого, который изучил все особенности устроения человеческого сердца, его добродетели и страсти. Свои поучения преподобный Иоанн изложил в виде многоступенчатой лестницы, восходящей от земли к небу. Книгу он так и назвал «Лествица», что означает лестница. Всего преподобный выделил 30 ступеней. Первая – отречение от мира и собственной воли. И это неслучайно, ведь человек, приступающий к духовному деланию, должен не просто перестать верить себе, а отказаться от самости, от мысли, что он – главный критерий жизни, и полностью ввериться в руки Божии. Последней ступенью святой называет самую высшую христианскую добродетель – любовь. И вот между этими двумя ступенями проходит вся жизнь человека, его труды и подвиг. Преподобный Иоанн пишет как раз об этом.

Вообще значимость Великого поста и строй богослужебной жизни во многом поможет нам определить круг чтения. Давайте посмотрим на церковный устав. Великий пост – время глубокого исследования себя, усиленной работы над собой, время созерцания Бога, покаяния и исправления. И по мысли Церкви на каждую неделю, нам предлагается поучение, или, я бы даже сказал, знамя, икона, взирая на которую мы можем глубоко задуматься о том, чем живёт наше сердце, к чему оно должно стремиться, а чего избегать. Все семь недель поста, включая Страстную седмицу, посвящены либо какому-то событию, либо памяти какого-то святого, например, памяти святителя Григория Паламы, преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской, чья жизнь являет нам образец для подражания.

Первая неделя Великого поста посвящена Торжеству Православия, а вторая – учителю молитвы, святителю Григорию Паламе. Так вот вторую неделю можно назвать вторым Торжеством Православия, потому что это победа православного учения о молитве, учения исихазма над ересью, смущающей Церковь мыслями о невозможности созерцания Нетварного Света. Святитель Григорий выступает именно как пример чистой молитвы, глубокого созерцания этого нетварного света – божественной благодати. И было бы замечательно, если бы христиане познакомились с житием святителя или с какой-то частью его учения, посвящённого Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Без этой краткой и действенной молитвы невозможен пост, невозможна жизнь христианина.

-4

На пятой седмице Великого поста, в четверг, совершается особое последование. В храме читается Великий покаянный канон святителя Андрея, архиепископа Критского и житие преподобной Марии Египетской, которое, как мне кажется, не тронет только каменного сердца. Его нужно изучить каждому, но не для того, чтобы удивиться произошедшему, а чтобы и в своей жизни увидеть недостатки. Преподобная Мария Египетская – великая учительница покаяния. Церковь не зря приводит нам её в пример – этот человек как никто другой почувствовал, что такое грех и что такое подвиг. Её житие показывает нам – покаяние и исправление возможно. Не нужно впадать в отчаяние, ожидая погибели. Нужно помнить, что Бог всегда рядом, и Он ждёт человека.

Кончено, стоит сказать об особенном и удивительном периоде – Страстной седмице. В эти дни православный человек должен ходить в храм, чтобы вместе с Христом прожить Его последние дни. И снова я советую обратиться к литературе, которая поможет открыть многие тонкости богослужения и евангельских событий. У святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, прозванного русским Златоустом, есть прекрасная книга «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Святитель, будучи очень образованным и ярким проповедником, подробно описал произошедшее в Гефсиманском саду, на Голгофе…

И последнее, что хотелось бы посоветовать – читать Псалтирь и последования Постной Триоди – богослужебной книги, представляющей собой сборник канонов, стихир и тропарей. Дома, когда есть возможность, читать канон утренний или канон повечерия. Конечно, это молитвы, но их смысл способен перевернуть сознание.

Настоятель Свято-Ильинского храма г. Покровска (Энгельса) протоиерей Виктор Лузган:

Тем, кто только-только начинает ходить в храм и приобщаться к церковной жизни, я предлагаю прочесть книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы». В ней описываются реальные жизненные истории о помощи Божией, проявлении Его заботы о человеке. Считаю, что такой путь познания Христа, а затем и общения с Ним, очень удобен. Благодаря книге открывается понимание, что Бог всегда рядом и помогает нам. Легкие и увлекательные рассказы, объясняющие, зачем нужно поститься, молиться, ходить в храм и читать святоотеческую литературу, являются своего рода детским питанием для новоначального христианина. Такое чтение очень доступно и, возможно, тем, кто ещё даже не обрел веру, именно оно поможет это сделать.

-5

Более опытным верующим я бы посоветовал почитать Великим постом жития святых и подвижников благочестия. Во-первых, они просты для восприятия, во-вторых, располагают к совершению неких маленьких подвигов, благих поступков, способных привести к покаянию. И вот об этом можно прочесть в книгах святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся» и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». В принципе, любому верующему полезно читать кафизмы из Псалтири в качестве молитвенной помощи.

Ещё мне бы хотелось рассказать о книге «Аскетические опыты» святителя Игнатия Брянчанинова. Это довольно серьёзный и сложный труд, в котором представлены очень глубокие размышления над образом жизни и поведением человека в свете аскетического учения. Дело в том, что православные христиане, имеющие огромный опыт церковной жизни, без особых трудностей вступают в Великий пост. В первую очередь, это касается «кулинарии». Если верующие живут согласно годовому кругу богослужения в течение многих лет, то им не сложно соблюдать Устав. В отличие от новоначальных, которые, как правило, уже в конце первой недели, понимают, что пост держать хочется, а духовный опыт не позволяет. Но, даже освоив физический пост, нельзя останавливаться.

-6

Так вот эта книга предназначена для христиан, находящихся в Церкви даже не несколько лет, а несколько десятилетий. И в данном случае, на первый план выходят аспекты душевные, касающиеся каких-то впечатлений, удовольствий. Пост может быть в радость, и стол может ломиться от яств, но при этом всё будет соблюдено по Уставу. Вот здесь и возникают вопросы аскетики: как часто нужно вкушать пищу, от чего стоит отказаться на время Великого поста, в чём следует себя ограничить, чтобы не отвлекаться от духовного делания, не вводить душу в состояние блуждания, рассеянности и беспокойства.

Да, это строгая монашеская аскетика, но, тем не менее, советы и примеры, данные в книге, помогут очистить помыслы, научат ограждать чувства, строить отношения с окружающими. Это очень хорошая тренировка, особенно в пост. Охватить всё сразу невозможно, но как раз над тем, чего раньше не касался, можно и поработать. «Аскетические опыты» в этом помогут и направят духовную жизнь в нужное русло.

Но самым главным в отношении поста, на мой взгляд, остаётся своевременная оценка своих возможностей и потребностей. Обычно человек, начиная новое дело, сталкивается с трудностями и тут же всё бросает. Но ведь православие это, прежде всего, постоянство: пост в среду и пятницу, утреннее и вечернее молитвенное правило, заповеди. Величина подвига имеет значение только при постоянстве. Поэтому очень важно настроиться, решить, как соблюдать Устав, насколько строго молиться и поститься. А с прощёного воскресенья, оставив позади все обиды и взяв благословение, войти в Великий пост и сохранять принятое решение до конца, не в падая в крайности. К принятию этого решения Церковь мудро готовит нас покаянными песнопениями и изменённым ритмом жизни.

Настоятель храма во имя пророка Божия Илии с. Шумейка Энгельсского района иеромонах Виссарион (Самусев):

Приближается Великий пост – время духовной и телесной подготовки к встрече Святой Пасхи. И о том, как правильно жить духовной жизнью, как встать на путь исправления себя, нам говорит Священное Писание и труды святых отцов. Сложно выделить из всей россыпи драгоценных книг, написанных подвижниками, какую-то одну. Мне ближе всего творения святителя Игнатия (Брянчанинова).

Этот величайший ум Православной Церкви, живший почти в наше время, обобщил и переложил мысли святых отцов на доступный для нашего понимания язык. Святитель ясно и доступно формулирует и описывает основополагающие законы, которые порой сложно понять, но которые всегда действуют в жизни каждого христианина. Это во многом и привлекает к чтению его творений.

-7

Откроем, к примеру, «Отечник». В этой книге святитель не только знакомит нас с житиями святых, но и приводит их поучения, обращая внимание на смысл некоторых трудных мест. Его «Аскетические опыты» и «Аскетическая проповедь» позволяют найти ответы практически на все вопросы, касающиеся духовной жизни христианина. О молитве, посте, покаянии и исповеди – обо всём, что волнует верующего, пишет святитель Игнатий.

Благодаря его книгам, мы можем приобщиться к бесценной сокровищнице христианской мысли. Но святитель Игнатий не только богослов и теоретик. Он следовал наставлениям отцов на протяжении всей своей жизни, помня, что нельзя «советовать того, чего сам не исполнил». Поучения подвижника ведут нас по верной дороге духовной жизни, без которой не может быть ни исправления, ни спасения, учат нас чёткому изложению и своих собственных мыслей. «Аскетическая проповедь» святителя – это бесценный учебник для каждого, кто желает нести Слово Божие в мир. Читая творения святителя Игнатия, мы получаем истинное наслаждение и духовную пользу.

2015 г.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц