История покушений на лидера нацисткой Германии насчитывает несколько десятков эпизодов. Да-да, исследователям известно про, как минимум, 40 неудавшихся попыток устранить Гитлера. Но самое громкое и почти доведенное до конца произошло 78 лет назад, 20 июля 1944 года. В этот день фюрер был на волосок от гибели и кто знает, как могла бы пойти история войны, да и Германии в целом, если бы солидный кожаный портфель с бомбой остался стоять на своем месте.
Операция "Валькирия"
План покушения на Гитлера известен историкам под именем "Валькирия". Но это было не оригинальное название, придуманное заговорщиками. Так в Германии называлась операция, разработанная на случай внутренних беспорядков. Ведь в самой стране было большое количество лагерей для военнопленных, да и лояльность населения режиму Гитлера была отнюдь не стопроцентной. Вот в недрах рейха и возник план прикрытия государственных, военных, административных и других объектов. Для этого была создана Резервная армия, которая постоянно находилась во внутренних регионах страны.
Заговорщики из числа высокопоставленных офицеров решили использовать эту армию не для охраны, а для захвата ключевых объектов и разоружения частей СС, фанатично преданных Гитлеру. И в этом плане не было ничего сложного – в ее руководстве находились люди, симпатизировавшие подпольщикам, а начальник штаба Резервной армии полковник Клаус фон Штауффенберг вообще стал мозговым центром всей операции. Но поднять части армии можно было лишь при одном условии – физической ликвидации Гитлера.
Гексоген и кислота
Штауффенберг был полон решимости осуществить задуманное. Кадровый немецкий военный, наследник известного аристократического рода, он в самом начале войны был полностью лояльным режиму офицером. Но неудачи вермахта под Сталинградом, провал на Курской дуге, многочисленные стратегические просчёты убедили Штауффенберга, что эту войну Германии не выиграть.
Еще в декабре 1943 года полковник организовал первую попытку покушения. Он сумел пронести в портфеле для бумаг бомбу, начиненную гексогеном. Чтобы привести ее в действие, следовало раздавить капсулу с кислотой. В течение десяти минут она разъедала проволоку, удерживающую боёк и после этого срабатывал детонатор.
Штауффенберг к тому времени был на отличном счету и обладал отменной репутацией. Потерявший кисть правой руки, пальцы на левой и левый глаз в ходе боев в Африке, он считался героем войны и не вызывал никаких подозрений.
Охрана без разговоров пропустила его в ставку Гитлера "Волчье логово". Но план провалился – неожиданно военным, которые собрались там для очередного совещания, было объявлено, что оно переносится, а сам фюрер в спешном порядке отбыл в свою альпийскую резиденцию Берхтесгаден.
Однако Штауффенберг не опустил руки. Следующую попытку он решил осуществить 11 июля 1944 года. Все та же бомба, все та же кислота. И опять неудача – Гитлер на совещание не пришел, прислав вместо себя фельдмаршала Кейтеля – начальника штаба Верховного командования вермахта.
Другой бы на месте Штауффенберга задумался – две попытки и оба раза "в молоко". Но полковник недаром слыл отважным и деятельным человеком – он даже не стал вынимать бомбу из портфеля и так и ходил с ней до следующего совещания в ставке.
Роковая тумбочка
А оно было назначено на 20 июля 1944 года во все том же "Волчьем логове" – основной ставке Гитлера, которая находилась близ польского города Кентшина (тогда он назывался Растенбург и располагался в Восточной Пруссии).
Штауффенберг рассчитывал что совещание состоится в укрепленном бункере, где сила взрыва усилилась бы многократно и смерть фюрера была бы неминуемой. Но незадолго до начала встречи присутствующим сообщили, что в связи со строительными работами в здании совещание переносится в деревянное строение рядом с ним.
Но полковник и не думал менять план. Его беспрепятственно пропустили во флигель, а там Штауффенберг попросил себе место поближе к Гитлеру, ссылаясь на проблемы со слухом, полученные из-за ранения.
Портфель с гексогеном все это время был при нем. Там лежали две бомбы по килограмму каждая. Находясь под непрерывным наблюдением, испытывая дефицит времени и действуя только одной рукой, полковник сумел раздавить ампулу, закрыть портфель и поставить его под стол всего в паре метров от Гитлера, прислонив к массивной деревянной тумбе, поддерживающей стол.
А дальше надо было уйти, что Штауффенберг и сделал за пять минут до взрыва, сославшись на важный телефонный звонок. Когда во флигеле прогремел взрыв, Штауффенберг был уверен, что с Гитлером покончено навсегда, и даже не убедившись в смерти фюрера он поспешил в Берлин, поднимать части Резервной армии.
Откуда же было знать Штауффенбергу что буквально за минуту до взрыва подполковник Брандт занял его место, а кожаный портфель, который стоял у него в ногах, переместил за толстую деревянную перегородку, подальше от себя и от фюрера.
Всего в здании находилось 24 человека. В результате взрыва 17 из них сильно пострадали, четверо погибло. Сам же Гитлер получил многочисленные осколочные ранения, ожоги ног, его контузило и он временно потерял слух. Кроме этого у фюрера сожгло все волосы и разорвало в клочья брюки. Но главное, он остался жив – спасла толстая дубовая перегородка стола.
Провал
Надо отдать должное полковнику Штауффенбергу – даже узнав, что покушение провалилось и фюрер остался жив, он, тем не менее, попытался перехватить власть в Берлине. Заговорщикам удалось поднять Резервную армию и занять ключевые объекты в городе. Штауффенберг действовал так, как будто фюрера уже нет в живых. Командующего резервной армией Фридриха Фромма арестовали, а части по приказу мятежного полковника стали занимать город.
Но заговорщики просчитались в главном – информационной блокады ставки Гитлера не получилось. Линии связи СС работали и из "Волчьего логова" быстро пришло известие, что фюрер жив. Это и остановило многих колеблющихся офицеров, что послужило провалом плана "Валькирия".
Штауффенберга арестовали, части СС быстро навели порядок в городе, а командующего армией Фромма освободили. Он-то и расстрелял Клауса фон Штауффенберга и его сподвижников во дворе тюрьмы в ночь с 20 на 21 июля. Фромм пытался снять с себя ответственность и убрать свидетелей, выставив себя жертвой заговора, однако это ему не помогло. Позже он был арестован и казнен.
Последствия
Вообще с заговорщиками Гитлер расправлялся люто и безжалостно. В общей сложности было арестовано 7000 человек, 4890 из которых казнены. По личному приказу фюрера эти казни были максимально жестокими – осужденных не расстреливали, а вешали на рояльных струнах, что вызывало длительную агонию. Репрессии продолжались вплоть до конца войны и смерти Гитлера.
Неизвестно как пошла бы история Второй мировой, если бы тот злополучный портфель остался на месте. Вполне возможно, это ни к чему бы не привело – летом 44 года Красная Армия уже вовсю громила врага на территории Белоруссии. В августе в результате наступательной операции "Багратион" немецкая группа армий "Центр" прекратила свое существование, а это 400 тысяч бойцов – самое крупное поражение Германии во всей ее военной истории.
После этого судьба вермахта была практически предрешена и возможная смерть Гитлера мало бы на что повлияла. А самым удачным покушением на жизнь кровавого палача стоит считать нашу Берлинскую операцию, по результатам которой от Гитлера не осталось даже кучки пепла. И не полковник Штауффенберг и его заговорщики стали героями борьбы против диктатора, а советские солдаты и офицеры, которые своей кровью и своими жизнями положили конец Второй мировой войне.
А вообще лучше всего с бомбами удавалось управляться нашим партизанам и подпольщикам. Чего хотя бы стоит прекрасно спланированное и проведенное как по нотам убийство гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: gazeta.ru; histrf.ru; russian.rt.com; aif.ru)