5 июля исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского художника и знаменитого педагога — Павла Петровича Чистякова.
Павел Петрович Чистяков родился 5 июля 1832 года в селе Пруды Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Краснохолмский район Тверской области). Родители художника были людьми «простого звания» — крепостными крестьянами генерал-майора Афанасия Петровича Тютчева. Отец, Петр Никитич Чистяков(1793–1868), управлял имением Тютчева. Помещик хорошо относился к семье своего управляющего и при рождении у того детей давал им вольную. Павел стал свободным на третий день своей жизни.
Рос Павел Петрович как все крестьянские дети, но отличался пытливостью ума и наблюдательностью. Рисовал он с детства. В 1844 году Петр Никитич от- вез сына в город Бежецк продолжить образование в четырехклассном уездном училище. В училище будущий художник получил первые уроки рисования. Своим первым учителем Чистяков всегда называл бежецкого преподавателя Ивана Алексеевича Пылаева, выпускника Академии художеств.
В 1848 году Чистяков с отличием окончил училище, «был записан на золотой доске» и городские власти решили определить его на казенный счет в тверскую гимназию, но юноша заявил, что, «если его не отдадут учиться в Академию художеств в Петербурге, он умрет». Имея в кармане всего «семнадцать с полтиной», да и то взятые отцом в долг, Чистяков уехал в Петербург, где в 1849 году поступил в Императорскую Академию художеств.В свободные от занятий часы, чтобы прокормить себя и помочь семье, он начал давать частные уроки живописи, которые создали ему в столице славу прекрасного учителя. Серьезным педагогическим достижением молодого Чистякова стала его работа в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. Уже здесь он выделялся как очень способный и самостоятельный учитель. К концу пребывания в Академии художеств Чистяков был не только блестящим учеником, считавшимся одним из лучших рисовальщиков, но и уже известным в Петербурге педагогом.
За рисунки с натуры и этюды он был награжден двумя малыми и двумя большими серебряными медалями. Получение серебряных медалей, а также успешное окончание курса наук давало право воспитаннику Академии художеств исполнить картину по заданной Советом программе на малую золотую медаль. Такую медаль Чистяков, ученик класса исторической живописи, получил в 1860 году за исполнение композиции на тему из русской истории начала XVII века «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту»
Через год Чистяков был удостоен большой золотой медали за программу на сюжет из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно» (ГРМ). Это произведение, по утверждению В. В. Стасова, открывало новую страницу в развитии русской исторической живописи.
Получение большой золотой медали и звания классного художника первой степени давало Чистякову право на пенсионерскую поездку за границу, куда он отправился в 1863 году. Он посетил Германию, Австрию и Францию, потом отправился в Италию. Он вернулся в Россию через семь с лишним лет и с этого момента и до конца дней жизнь Павла Петровича Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств.
Став преподавателем, Павел Петрович не удовлетворялся обязательными по службе классными дежурствами. В отличие от большинства профессоров он, если видел в человеке искру таланта и настоящую преданность делу, то занимался с ним уже в своей мастерской. Считается, что у Чистякова было безошибочное чутье на масштаб и характер способностей ученика. Он как бы предвидел, что получится из этого или другого художника при серьезном отношении к делу, и настраивал на это отношение.
Критик Владимир Васильевич Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников». Среди его учеников замечательные мастера изобразительного искусства: Репин и Суриков, Поленов и Васнецов, Врубель и Серов, Нестеров и Борисов-Мусатов, Грабарь и Кардовский, Сомов и Бакст, Рябушкин и Савинский и многие другие живописцы, чьи имена стали гордостью русского искусства.
Вот что писал своему педагогу В. А. Серов в октябре 1908 года: «Дорогой Павел Петрович. Недавно узнал, что вы заместитель мастерской И. Е. Репина. От души радуюсь вашему желанию учить. Помню вас как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы — чему только и можно учить. Буду думать, что и ученики (достойные) поймут вас и оценят. Ваш В. Серов».