Найти тему

Юбилей П. П. Чистякова

5 июля исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского художника и знаменитого педагога — Павла Петровича Чистякова.

Павел Петрович Чистяков родился 5 июля 1832 года в селе Пруды Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Краснохолмский район Тверской области). Родители художника были людьми «простого звания» — крепостными крестьянами генерал-майора Афанасия Петровича Тютчева. Отец, Петр Никитич Чистяков(1793–1868), управлял имением Тютчева. Помещик хорошо относился к семье своего управляющего и при рождении у того детей давал им вольную. Павел стал свободным на третий день своей жизни.

Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Голова Ареса
Бумага, итальянский карандаш
НИМ РАХ
Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Голова Ареса Бумага, итальянский карандаш НИМ РАХ

Рос Павел Петрович как все крестьянские дети, но отличался пытливостью ума и наблюдательностью. Рисовал он с детства. В 1844 году Петр Никитич от- вез сына в город Бежецк продолжить образование в четырехклассном уездном училище. В училище будущий художник получил первые уроки рисования. Своим первым учителем Чистяков всегда называл бежецкого преподавателя Ивана Алексеевича Пылаева, выпускника Академии художеств.

Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Итальянский пейзаж (Дорога в Субиако)
1863
Картон, масло
НИМ РАХ
Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Итальянский пейзаж (Дорога в Субиако) 1863 Картон, масло НИМ РАХ

В 1848 году Чистяков с отличием окончил училище, «был записан на золотой доске» и городские власти решили определить его на казенный счет в тверскую гимназию, но юноша заявил, что, «если его не отдадут учиться в Академию художеств в Петербурге, он умрет». Имея в кармане всего «семнадцать с полтиной», да и то взятые отцом в долг, Чистяков уехал в Петербург, где в 1849 году поступил в Императорскую Академию художеств.В свободные от занятий часы, чтобы прокормить себя и помочь семье, он начал давать частные уроки живописи, которые создали ему в столице славу прекрасного учителя. Серьезным педагогическим достижением молодого Чистякова стала его работа в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. Уже здесь он выделялся как очень способный и самостоятельный учитель. К концу пребывания в Академии художеств Чистяков был не только блестящим учеником, считавшимся одним из лучших рисовальщиков, но и уже известным в Петербурге педагогом.

Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Улица в Альбано
1863-1870
Бумага, акварель
НИМ РАХ
Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Улица в Альбано 1863-1870 Бумага, акварель НИМ РАХ

За рисунки с натуры и этюды он был награжден двумя малыми и двумя большими серебряными медалями. Получение серебряных медалей, а также успешное окончание курса наук давало право воспитаннику Академии художеств исполнить картину по заданной Советом программе на малую золотую медаль. Такую медаль Чистяков, ученик класса исторической живописи, получил в 1860 году за исполнение композиции на тему из русской истории начала XVII века «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту»
Через год Чистяков был удостоен большой золотой медали за программу на сюжет из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно» (ГРМ). Это произведение, по утверждению В. В. Стасова, открывало новую страницу в развитии русской исторической живописи.

Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Портрет 10-летней итальянки (Джиованнина)
1863
Холст, масло
НИМ РАХ
Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Портрет 10-летней итальянки (Джиованнина) 1863 Холст, масло НИМ РАХ

Получение большой золотой медали и звания классного художника первой степени давало Чистякову право на пенсионерскую поездку за границу, куда он отправился в 1863 году. Он посетил Германию, Австрию и Францию, потом отправился в Италию. Он вернулся в Россию через семь с лишним лет и с этого момента и до конца дней жизнь Павла Петровича Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств.

Став преподавателем, Павел Петрович не удовлетворялся обязательными по службе классными дежурствами. В отличие от большинства профессоров он, если видел в человеке искру таланта и настоящую преданность делу, то занимался с ним уже в своей мастерской. Считается, что у Чистякова было безошибочное чутье на масштаб и характер способностей ученика. Он как бы предвидел, что получится из этого или другого художника при серьезном отношении к делу, и настраивал на это отношение.

Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Портрет госпожи М. А. ГригорьевоЙ
1862
Холст, масло
НИМ РАХ
Чистяков Павел Петрович (1832—1919) Портрет госпожи М. А. ГригорьевоЙ 1862 Холст, масло НИМ РАХ

Критик Владимир Васильевич Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников». Среди его учеников замечательные мастера изобразительного искусства: Репин и Суриков, Поленов и Васнецов, Врубель и Серов, Нестеров и Борисов-Мусатов, Грабарь и Кардовский, Сомов и Бакст, Рябушкин и Савинский и многие другие живописцы, чьи имена стали гордостью русского искусства.

Вот что писал своему педагогу В. А. Серов в октябре 1908 года: «Дорогой Павел Петрович. Недавно узнал, что вы заместитель мастерской И. Е. Репина. От души радуюсь вашему желанию учить. Помню вас как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы — чему только и можно учить. Буду думать, что и ученики (достойные) поймут вас и оценят. Ваш В. Серов».