Найти тему
Коробка передач

Коллеги смеялись над Евтушенко, иногда очень жестоко

19 июля Евгению Евтушенко исполнилось бы 90 лет. Он прожил такую длинную жизнь, что (увы) пережил свою поэтическую славу.

В шестидесятые им восхищались. В двухтысячные - стали посмеиваться. Над безвкусными рубахами, над стихами, над самопиаром, над жизнью. Слишком длинной для поэта.

Наряды, перстни и браслеты Евгения Александровича служили поводом для насмешек
Наряды, перстни и браслеты Евгения Александровича служили поводом для насмешек

Как-то один редактор, хихикая, показывал мне книгу с дарственной надписью:

"Защитнику поэзии, Алексею А
от вселенской пошлости Евг.Евтушенко".

Неудачно соединенные "вселенская пошлость" и фамилия дала повод для шуток. Порой эти шутки были очень жестокими.

"Как страшно жить так долго, чтобы начать умирать по частям", - жестоко пошутил еще один его коллега, когда Евтушенко отрезали ногу.

Уже став журналистом, я слышала от него много невероятных историй. Его любимые - про дружбу с Сальвадором Дали, про муравьеда, в присутствии которого Дали грозился что-то ли сжечь на Красной Площади. А еще - о танкисте, погибшем в Чехословакии с книгой "Шоссе энтузиастов" в нагрудном кармане. Пуля пробила книгу насквозь, образовав "шоссе" к сердцу солдата.

Маленький Женя Евтушенко с мамой и дедушкой Александром Гангнусом
Маленький Женя Евтушенко с мамой и дедушкой Александром Гангнусом

С жаром и энтузиазмом он умел пересказывать в сто миллионный раз, как в первый. Монтировал речи и выступления из этих историй, шинкуя их кусочками покрупнее или помельче. Из-за этой механистичности интервью звучали неискренне. Но его невероятная энергия, бьющая во время разговора, удивляла и производила больше впечатления, чем фантастические знакомства с Дали, с Нерудой, с Пастернаком.

Детская фотография Евтушенко
Детская фотография Евтушенко

У Гашека есть рассказ про одного веселого человека, который и на смертном одре бросился танцевать: "Умер Мачек, умер. На столе бедняжка. Вы ему сыграйте, а он еще попляшет".

В случае с Евтушенко - нужно было не играть, а собрать аудиторию.

Как-то он выступал в Москве, В «Библио-Глобусе» на презентации поэмы "Дора Франко". Огромного роста, невероятно худой, шатаясь и тяжело шаркая гигантскими кроссовками, похожими на боты водолаза, Евтушенко еле-еле дошел до стола, за которым должен был вести вечер. И преобразился, будто его включили в розетку. Серые глаза - засветились. Голос окреп. Руки, не выдерживающие тяжести перстней (огромного желтого перстня), перестали дрожать. Бодро и без устали он прочел длиннющую поэму.

Евтушенко с женой Марией и сыновьями Дмитрием и Евгением
Евтушенко с женой Марией и сыновьями Дмитрием и Евгением

Фактически уже будучи при смерти, он снова отвечал на вопросы каждому. Про Сахаровскую конвергенцию, про то, что Пугачева - великая женщина. Ответил даже нелепой старухе с красными губами в синем платке, которая спросила какую-то ерунду и все зашикали на нее. Наверное, это внимание и непренебрежение ко всем и ко всему - было в нем самым удивительным и самым ценным. Пусть даже это входило в часть каждодневных хлопот по поддержанию мифа о самом себе.

Евгений Евтушенко с приемным сыном Петей
Евгений Евтушенко с приемным сыном Петей

В перерывах между этими двум встречами мы много общались, но по телефону. Але, Переделкино? Але, Оклахома? А Евтушенко дома? Он никогда не отказывал в комментариях. Охотно рассказывал обо всех, с кем его сводила судьба, но ни о ком не злословил. Был невероятно продвинут во многих вопросах. Следил за гаджетами и молодой поэзией, хотя не любил ни первое, ни второе. Однажды в наушниках, так трогательно смотрящихся на пожилых людях, вышел по скайпу на передаче "Вечерние стихи", чтобы пообщаться с поэтами.

"Канатоходца" Юрия Васильева  поэт считал альтер-эго самого себя. Впрочем, понятно, почему
"Канатоходца" Юрия Васильева поэт считал альтер-эго самого себя. Впрочем, понятно, почему

Помню, по телефону он жаловался на то, что забор перед его музеем в Переделкино сломался, а чинить приходится на свои деньги. Переживал за судьбу картин и даров, собранных в галерее. В последний раз мы общались летом. Он защищал музей Окуджавы от присоединения к Литмузею.

Евтушенко часто просили о помощи. Не пренебрегающий никем, он старался не отказывать по мере возможности.
Зимой он жил в Америке, в Оклахоме. (Мои американские знакомые постоянно удивлялись, что известный поэт, не нуждающийся в деньгах, жил в таких стремных местах, где другим и в голову не пришло селиться). Летом - переезжал в Москву, в свое любимое Переделкино. Пока его не было - на даче могли жить талантливые поэты, у которых не было средств снять себе жилье.

Евтушенко жил в Америке в удивительной дыре, несмотря на то, что мог себе позволить нормальный адрес.
Евтушенко жил в Америке в удивительной дыре, несмотря на то, что мог себе позволить нормальный адрес.

Например, известна история о проживании у Евтушенко поэта Григория П, ужасно похожего внешне на Пастернака. От скуки в долгие зимние вечера Григорий начал наведываться в винный погребок гостеприимного хозяина, где поэт хранил элитные спиртные напитки, подаренные разными великими людьми. Поскольку сам Евтушенко не увлекался элиткой, то следов разора долго не замечал до той поры, пока к нему не пожаловал VIP-гость.

Я вас сейчас таким вином угощу, мне его Фидель Кастро подарил, - анонсировал поэт и спустился в погреб.

Понятное дело, никаких следов той самой бутылки не было и в помине, а коллекция оказалось изрядно поредевшей.
Евтушенко очень расстроился, но ничего не сделал наглецу и даже не выгнал его из дома. Только сказал с грустью:

Гриша, Гриша, мне не жалко, что вы выпили это вино. Мне жалко, что вы даже не поняли, ЧТО выпили.
Евтушенко дал последнее интервью Соломону Волкову
Евтушенко дал последнее интервью Соломону Волкову

Удивляюсь, как точно и с каким подтекстом подбирает жизнь последние декорации. Великие актеры уходят на сцене. Великие летчики - направляют самолет к звездам. Он дал последнее интервью Соломону Волкову. Подытожил, нарезал, собрал и еще раз вспомнил все свои любимые истории. И умер.