Расцвет советского кино в шестидесятые годы объясняется многими факторами. Главный из которых – создание полноценной режиссёрской школы, в которой раскрылся талант множества молодых энтузиастов. И этот талант был направлен на создание уникального направления – детского кино. Во второй четверти 1960-х на «Мосфильме» были сняты картины, которые мы не только отлично помним, но и до сих пор смотрим. Задумайтесь: со времени их создания прошло уже шестьдесят лет!
Здравствуйте!
Про фильмы, снятые с 1960 по 1962 год, я уже вспоминала. Они, по большей части, современным зрителям знакомы смутно. Но картины, созданные чуть позже, вы вспомните легко. А те, что подзабыли, определённо стоит пересмотреть.
«Королевство Кривых зеркал», режиссёр А. Роу, 1963
Да, эта сказка с нами уже шесть десятилетий. Она появилась на свет раньше, чем большинство из нас. Причём сама история ещё старше – книга Виталия Губарева была опубликована в 1951. Но подлинную известность ей подарил великий сказочник Роу, ожививший книжных героев.
Сейчас, под влиянием моды на фэнтези, ведутся серьёзные дискуссии о законах зеркального мира, которые, по мнению критиков, режиссёр иногда нарушал. Роу снимал не фэнтези, а сказку. И теперь навсегда с нами обаятельные девочки Оля и Яло (Оля и Таня Юкины), прекрасная и опасная Анидаг (Лидия Вертинская), коварный Нушрок (Андрей Файт) и расфуфыренный Йагупоп (Анатолий Кубацкий). И, конечно, уверенность, что дружба и правда всегда победит
«Пропало лето», режиссёры Р. Быков и Н. Орлов, 1963
Это забавная, немного авантюрная история о двух закадычных друзьях-мальчишках, которые на каникулах вместо свободы получили присмотр хлопотливых тётушек. Фильм пронизан тем неповторимым ощущением беззаботного лета, которое знакомо нам из детства. Подобную атмосферу создавал в своих книгах Н. Носов.
Но достичь такого эффекта удалось не сразу
На волне интереса к детской литературе на «Мосфильме» решили экранизировать повесть А. Зака и И. Кузнецова «Пропало лето». Фильм с одноимённым названием был запущен в производство. Но вскоре стало понятно, что съёмочная группа не справляется. Посмотрев предварительные материалы, худсовет в полном составе схватился за голову. Срочно стали искать режиссёра, который смог бы доснять (а фактически переснять) картину, уложившись в остатки бюджета. На этот рискованный шаг согласился Ролан Быков. И не зря. Во-первых, получил относительную творческую свободу (и стал снимать то, что считал нужным), а во-вторых, создал вполне смотрибельный детский фильм.
«Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», режиссёр Э. Климов, 1964
По прошествии времени стало понятно, что это не совсем детское кино. Точнее, не только детское. Элем Климов точно отразил атмосферу времени. Много было попыток расшифровать тонкие ироничные намёки и недомолвки режиссёра. Однако до сих пор картина остаётся символом летнего советского детства.
А уж высказывания товарища Дынина (Е. Евстигнеев) остаются в памяти надолго:
Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь!
Или это:
Гордость надо иметь! Что мы, беднее других, в папиросную бумагу детей заворачивать?
И ещё:
Мы бодры! Веселы! – Стоп-стоп! "Бодры" надо говорить бодрее, а "веселы" как? – Веселее... – Молодец, понял.
А уж это:
ЦА-РИ-ЦА ПОЛЕЙ!
вообще историческое свидетельство.
И те самые дети, которые когда-то скучали под бдительным оком товарища Дынина, повзрослев, стали скучать по тем самым оздоровительным детским лагерям.
А че это вы здесь делаете, а? Кино-то уже кончилось
Чтобы кино не заканчивалось, подписывайтесь на канал. И в следующий раз я расскажу про другие хорошие фильмы шестидесятых
А начало здесь:
#киноклуб ямадама
#киноклубямадама #кино #советскоекино #детскоекино #роланбыков #александрроу #элемклимов #фильмыдлядетей