Опоры контактной сети, мачтовые или карликовые светофоры, а также другие предметы располагаются около железнодорожного пути, по которому проносятся поезда. Ни сторонние пути, ни вагоны не цепляются друг за друга. Почему так? Каким образом при погрузке работники понимают, каких размеров можно грузить грузы, чтобы они не цеплялись за опоры? Об этом поговорим в данной статье.
Разновидности габаритов железнодорожного транспорта
Чтобы поддерживать безопасное движения поездов, необходимо предусмотреть, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе проходили свободно мимо устройств и сооружений, расположенных около пути, не задевая их. Также, если по соседнему пути двигается или стоит другой подвижной состав, поезда должны разойтись безболезненно. Это требование тщательно поддерживается и обеспечивается железнодорожными габаритами.
Габарит - это размеры, предельные очертания предмета или просвета между частями сооружений. Проще говоря, это размер, в который должен уместиться вагон, груз или (для приближения строений) предельная отметка, за которую не должны выходить строения пути.
На железнодорожном транспорте, согласно ГОСТ 9238-2013, применяют три основных типа габарита:
- Габарит приближения строений;
- Габарит подвижного состава;
- Габарит погрузки груза.
Габарит приближения строений
Габаритом приближения строений указывает на предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Проще говоря, это те размеры за которые не должны выходить элементы строений инфраструктуры железнодорожного полотна.
Габарит подвижного состава
Габарит подвижного состава предназначен для указания предельного поперечного (перпендикулярное оси пути) очертания, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
С этим же габаритом гораздо всё проще, тут приводятся замеры области, в которую должен помещаться подвижной состав.
Габарит погрузки груза
Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути.
Габарит погрузки имеет разновидности:
- общесетевой;
- льготный (для строительной и сельскохозяйственной техники);
- зональный (для леса и лесоматериалов).
Негабарит
Иногда так бывает, что груз не помещается в габарит, но его всё равно принимают к перевозке, правда, с соблюдением особых условий и проведением специальных мероприятий.
Негабаритным называют груз, если какая-либо часть груза размещена на открытом составе в прямом, горизонтальном участке пути, если эта часть выходит за пределы габарита погрузки или выносы в кривых превышают соответствующие выносы расчетного вагона (24 метра - длина рамы, 17 метров – база) – такой груз является негабаритным. Исходя из конкретных размеров и веса, негабаритным считается груз, вес которого более 60 тонн, длина свыше 14 метров, ширина – 3,25 метров, а высота – 5,3 метра.
В категорию негабаритных и сверхнегабаритных могут попадать самые разные грузы: тяжелая сельскохозяйственная техника, длинномерное оборудование, турбины, самолеты, экскаваторы, военная техника и многое другое.
Также у негабаритности есть свой индекс, цифры которого отвечают за зоны негабаритности и степени негабаритности. Например: Н3528 - негабаритность смешанная: (нижняя 3-й степени, боковая 5-й степени, верхняя 2-й степени и вертикальная сверхнегабаритность).
Проверка габаритов
Для проверки габаритов погрузки на железной дороге применяют специальные габаритные ворота. На таких воротах висят планки, которые соответствуют размеру габарита подвижного состава. Если какая-либо из планок сместиться при прохождение вагона, это говорит о негабаритности подвижного состава или груза.
Также железнодорожники используют современные методы измерения, применяя специальные лазерные устройства.
Для того чтобы контролировать габарит приближения строений , существует специальная платформа с рамкой. Рамка соответствует размеру габарита. Платформа с рамкой следует по участку, если какой-то объект строения пути цепляет раму - это говорит о негабаритности.
Рамка на платформе уже устаревший способ проверки габарита, сейчас для этих целей также применяется современные технологии. В руках железнодорожников есть такие инструменты как передвижные лаборатории, как раз на такие вагоны-лаборатории устанавливаются специальные устройства, которые бесконтактным путем измеряю габарит приближение строений пути.
Своевременный контроль железнодорожных габаритов является гарантом безопасности движение поездов. В наше время данные параметры контролируется с помощью новейших технологий, что позволяет выполнять контроль с повышенной точностью.
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
Если Вам понравилась статья, будем благодарны, если Вы поставите лайк и поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.