Эпоха Возрождения ассоциируется не только с именами Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Тициан, как главный представитель Венецианской школы, заслуженно занимает почетное место в списке выдающихся художников эпохи Возрождения.
Тициан был очарован цветом и светом. Пока остальной мир точно изучал фигуру и скрупулезно прорисовывал контуры, Тициан переносил всю мыслимую и немыслимую цветовую палитру на холст.
Тициан был знаменит. Ему покровительствовали короли, герцоги, папы и кардиналы. Все высшее общество мечтало о портретах кисти Тициана. А современники и будущее поколение западных художников перенимали его манеру творить.
Беллини, Джорджоне и Тициан
Тициано Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре примерно в 1488/90 годах. В возрасте 10-12 лет отец отправляет сына учится в Венецию в мастерскую мозаичиста Себастьяно Цуккато. В 1507 Тициан поступает в мастерскую к Джентиле и Джованни Беллини, где учился Джорджоне. Именно Джорджоне (Тициан был его помощником) станет для него настоящим учителем: многие художественные приемы, особую передачу света и цвета, предельно точное внимание к окружающему миру Тициан усвоит из его творчества. Например, «живопись без рисунка»: Джорджоне постоянно тренировался рисовать сразу, без предварительных эскизов и рисунков, заполняя пространство картины более мягкими и расплывчатыми контурами, обращая внимание на цветопередачу.
Интересна история отношений Джорджоне и Тициана. Как писал Вазари, Тициан расписывал фасад Немецкого подворья. К тому времени Джорджоне занимался другими заказами и в росписи подворья практически не участвовал — все доделал Тициан. Но вот поздравляли с великолепнейшими и гениальными росписями именно Джорджоне, считая, что это его рук дело. Джорджоне так обиделся, что прекратил общение с Тицианом.
Ученик превосходит своего учителя. Двух своих учителей.
В 1510 году Джорджоне умирает. Тициан вполне ожидаемо занимает его место одного из главных художников Венеции, начинает получать заказы от государства и богатых аристократов. А после смерти Джованни Беллини и создании фресок в Падуе он получает должность сенсерия (La Senseria). На эту должностью назначали лучшего живописца города, который должен был писать портреты новоизбранных правителей.
Сенсерий Венеции
Тициан знаменит. Поэтому и работы его становятся монументальнее и колоритнее, а сюжеты варьируются от религиозных историй до мифологических и многофигурных композиций. Это отличало его от Джорджоне и Джованни Беллини. Тициан отходит от своих учителей и сближается с художниками центральной Италии.
Название картины доподлинно неизвестно, как и сюжета: искусствоведы до сих пор не определились, что хотел сказать нам Тициан. Так как обе девушки очень похожи друг на друга (хотя у Тициана многие женские образы из картины похожи друг на друга), исследователи предположили, что это сестры/близнецы. Венеры-близнецы. Одна из них — земная, а вторая — небесная. Плюс рыжие волосы (вспомним Венеру Боттичелли).
Говорят, что картина была заказана секретарем Совета десяти Никколо Аурелио в честь его свадьбы: в XX веке искусствоведы заметили свадебные символы — пояс верности, перчатки, чаша, в которой женихи обычно вручали подарки. А вокруг — кролики как символ плодородия. Поэтому многие считают, что Тициан изобразил невесту и богиню Венеру с купидоном.
А какой великолепный пейзаж! И даже там, далеко в полях/горах тоже что-то происходит — Тициану и этому уделил внимание.
Женский мир
Образ соблазнительной и прекрасной венецианки неразрывно связан с Тицианом. Правда, многие женщины остаются неизвестными — никто не знает, кто позировал или заказал свой портрет.
Тициан был потрясен картиной Джорджоне «Спящая Венера» (говорят, он там даже дописывал пейзаж). Так вот эти две картины очень похожи: та же Венера, в той же позе. Но если Венера Джорджоне блаженная, сонная и скромная, то Урбинская Венера Тициана перенесена в реальный бытовой мир, прямо смотрит на зрителя, не стесняясь своей наготы. Она соблазнительна и красива.
Считается, что картину заказал герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере. Предметы брачной жизни – на окне стоит мирт, белые простыни, собачка как символ преданности – говорят о том, что возможно картина была заказана в честь свадьбы герцога.
Портретное мастерство
Тициан считается мастером портретной живописи. Писал он герцогов, кардиналов, дожей, пап, аристократов – все высшие лица хотели получить портрет кисти Тициана.
Последние годы творчества
Тициан последние двадцать лет жизни работал на Филиппа II – короля Испании и герцога Нидерландов.
Кроме портретов Филиппа, Тициан возвращается к мифологии и к женщинам — и продолжает воспевать красоту во всех ее проявлениях. Он становится более придирчив к работам, постоянно исправлял и доводил до совершенства картины, мог хранить у себя законченное произведение в течение десяти лет, чтобы потом вдруг понять, чего же там не хватало для совершенства.
Для Филиппа II он создал серию картин из произведений Овидия, древнеримского поэта.
Поздние работы Тициана отличаются по колористике от работ ранних. Приглушенные тона, полутени, золотистый цвет. Появляются оттенки коричневого, пропадает яркость и красочность.
Тициан умер от чумы в 1576 году.
Удивительно, что просматривая все работы Тициана, складывалось ощущение, что работы эти — дело рук разных мастеров. Настолько они необычно и не похожи по стилистике, выбору сюжета, цветам. Это как прямое доказательство удивительного таланта Тициана — он мог создать абсолютно все. Пейзажи, алтарные композиции, реалистичные портреты, исторические полотна — все было подвластно кисти Тициана.