Найти в Дзене

Тициан: главный художник Венецианского Возрождения

Эпоха Возрождения ассоциируется не только с именами Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Тициан, как главный представитель Венецианской школы, заслуженно занимает почетное место в списке выдающихся художников эпохи Возрождения. Тициан был очарован цветом и светом. Пока остальной мир точно изучал фигуру и скрупулезно прорисовывал контуры, Тициан переносил всю мыслимую и немыслимую цветовую палитру на холст. Тициан был знаменит. Ему покровительствовали короли, герцоги, папы и кардиналы. Все высшее общество мечтало о портретах кисти Тициана. А современники и будущее поколение западных художников перенимали его манеру творить. Беллини, Джорджоне и Тициан Тициано Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре примерно в 1488/90 годах. В возрасте 10-12 лет отец отправляет сына учится в Венецию в мастерскую мозаичиста Себастьяно Цуккато. В 1507 Тициан поступает в мастерскую к Джентиле и Джованни Беллини, где учился Джорджоне. Именно Джорджоне (Тициан был его помощником) станет для него настоящим уч
Оглавление

Эпоха Возрождения ассоциируется не только с именами Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Тициан, как главный представитель Венецианской школы, заслуженно занимает почетное место в списке выдающихся художников эпохи Возрождения.

Автопортрет, 1567
Автопортрет, 1567

Тициан был очарован цветом и светом. Пока остальной мир точно изучал фигуру и скрупулезно прорисовывал контуры, Тициан переносил всю мыслимую и немыслимую цветовую палитру на холст.

Тициан был знаменит. Ему покровительствовали короли, герцоги, папы и кардиналы. Все высшее общество мечтало о портретах кисти Тициана. А современники и будущее поколение западных художников перенимали его манеру творить.

Беллини, Джорджоне и Тициан

Тициано Вечеллио родился в Пьеве-ди-Кадоре примерно в 1488/90 годах. В возрасте 10-12 лет отец отправляет сына учится в Венецию в мастерскую мозаичиста Себастьяно Цуккато. В 1507 Тициан поступает в мастерскую к Джентиле и Джованни Беллини, где учился Джорджоне. Именно Джорджоне (Тициан был его помощником) станет для него настоящим учителем: многие художественные приемы, особую передачу света и цвета, предельно точное внимание к окружающему миру Тициан усвоит из его творчества. Например, «живопись без рисунка»: Джорджоне постоянно тренировался рисовать сразу, без предварительных эскизов и рисунков, заполняя пространство картины более мягкими и расплывчатыми контурами, обращая внимание на цветопередачу.

Бегство в Египет, 1508. Одна из первых работ. Кажется, что пейзажу Тициан уделил больше внимания, нежели главных героям. Это все влияние Джорджоне. Хранится в Эрмитаже.
Бегство в Египет, 1508. Одна из первых работ. Кажется, что пейзажу Тициан уделил больше внимания, нежели главных героям. Это все влияние Джорджоне. Хранится в Эрмитаже.
Портрет мужчины в платье с синими рукавами, 1508-1510. До сих пор идут споры, кто же этот молодой человек: сначала думали, что это поэт Людовико Ариосто, потом на основании воспоминаний Вазари думали, что это Джироламо Барбариго из аристократической венецианской семьи.
Портрет мужчины в платье с синими рукавами, 1508-1510. До сих пор идут споры, кто же этот молодой человек: сначала думали, что это поэт Людовико Ариосто, потом на основании воспоминаний Вазари думали, что это Джироламо Барбариго из аристократической венецианской семьи.

Интересна история отношений Джорджоне и Тициана. Как писал Вазари, Тициан расписывал фасад Немецкого подворья. К тому времени Джорджоне занимался другими заказами и в росписи подворья практически не участвовал — все доделал Тициан. Но вот поздравляли с великолепнейшими и гениальными росписями именно Джорджоне, считая, что это его рук дело. Джорджоне так обиделся, что прекратил общение с Тицианом.

Ученик превосходит своего учителя. Двух своих учителей.

Не прикасайся ко мне, 1511-1515
Не прикасайся ко мне, 1511-1515
Мадонна с младенцем, со святыми Катериной, Домиником и донатором, 1512-1514
Мадонна с младенцем, со святыми Катериной, Домиником и донатором, 1512-1514
Сельский концерт, ок. 1509. Тут беда с атрибуцией: то ли это Джорджоне, то ли Тициан. В то время их картины по манере письма были уж очень похожи. А может быть, Джорджоне начал, а Тициан закончил.
Сельский концерт, ок. 1509. Тут беда с атрибуцией: то ли это Джорджоне, то ли Тициан. В то время их картины по манере письма были уж очень похожи. А может быть, Джорджоне начал, а Тициан закончил.

В 1510 году Джорджоне умирает. Тициан вполне ожидаемо занимает его место одного из главных художников Венеции, начинает получать заказы от государства и богатых аристократов. А после смерти Джованни Беллини и создании фресок в Падуе он получает должность сенсерия (La Senseria). На эту должностью назначали лучшего живописца города, который должен был писать портреты новоизбранных правителей.

Сенсерий Венеции

Тициан знаменит. Поэтому и работы его становятся монументальнее и колоритнее, а сюжеты варьируются от религиозных историй до мифологических и многофигурных композиций. Это отличало его от Джорджоне и Джованни Беллини. Тициан отходит от своих учителей и сближается с художниками центральной Италии.

Любовь земная и любовь небесная, 1516-1517
Любовь земная и любовь небесная, 1516-1517

Название картины доподлинно неизвестно, как и сюжета: искусствоведы до сих пор не определились, что хотел сказать нам Тициан. Так как обе девушки очень похожи друг на друга (хотя у Тициана многие женские образы из картины похожи друг на друга), исследователи предположили, что это сестры/близнецы. Венеры-близнецы. Одна из них — земная, а вторая — небесная. Плюс рыжие волосы (вспомним Венеру Боттичелли).

Говорят, что картина была заказана секретарем Совета десяти Никколо Аурелио в честь его свадьбы: в XX веке искусствоведы заметили свадебные символы — пояс верности, перчатки, чаша, в которой женихи обычно вручали подарки. А вокруг — кролики как символ плодородия. Поэтому многие считают, что Тициан изобразил невесту и богиню Венеру с купидоном.

А какой великолепный пейзаж! И даже там, далеко в полях/горах тоже что-то происходит — Тициану и этому уделил внимание.

Запрестольный образ Гоцци, 1520
Запрестольный образ Гоцци, 1520
Полиптих Аверольди, 1520-1522
Полиптих Аверольди, 1520-1522
Мадонна Пезаро, 1519-1526.  Одна из лучших работ Тициана. Интересно, что в отличие от многих работ с изображением Мадонны, тут она сидит/стоит не в центре картины. Говорят, что этот прием позволяет ощутить пространство картины: она как будто уплывает вдаль. Цветовая гамма невероятная. Прорисовка тканей, узоров, складок на одежде — все идеально.
Мадонна Пезаро, 1519-1526. Одна из лучших работ Тициана. Интересно, что в отличие от многих работ с изображением Мадонны, тут она сидит/стоит не в центре картины. Говорят, что этот прием позволяет ощутить пространство картины: она как будто уплывает вдаль. Цветовая гамма невероятная. Прорисовка тканей, узоров, складок на одежде — все идеально.
Погребение Христа, 1523-1525
Погребение Христа, 1523-1525
Ужин в Эмаусе, 1526
Ужин в Эмаусе, 1526
Мадонна с кроликом, 1530
Мадонна с кроликом, 1530
Се человек, 1543. Тициан часто переносил библейские события в современный мир
Се человек, 1543. Тициан часто переносил библейские события в современный мир

Женский мир

Образ соблазнительной и прекрасной венецианки неразрывно связан с Тицианом. Правда, многие женщины остаются неизвестными — никто не знает, кто позировал или заказал свой портрет.

Женщина перед зеркалом, 1515
Женщина перед зеркалом, 1515
Флора, 1515-1517
Флора, 1515-1517
Тщеславие, 1515
Тщеславие, 1515
Венера Урбинская, 1538
Венера Урбинская, 1538

Тициан был потрясен картиной Джорджоне «Спящая Венера» (говорят, он там даже дописывал пейзаж). Так вот эти две картины очень похожи: та же Венера, в той же позе. Но если Венера Джорджоне блаженная, сонная и скромная, то Урбинская Венера Тициана перенесена в реальный бытовой мир, прямо смотрит на зрителя, не стесняясь своей наготы. Она соблазнительна и красива.

Считается, что картину заказал герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере. Предметы брачной жизни – на окне стоит мирт, белые простыни, собачка как символ преданности – говорят о том, что возможно картина была заказана в честь свадьбы герцога.

Виоланта, 1514-1520. Считается, что на многих портретах и картинах Венер натурщицей выступала Виоланта — любовница и натурщица Тициана.
Виоланта, 1514-1520. Считается, что на многих портретах и картинах Венер натурщицей выступала Виоланта — любовница и натурщица Тициана.
Портрет Изабеллы д’Эсте, 1534-1536
Портрет Изабеллы д’Эсте, 1534-1536
Девушка в меху, 1535
Девушка в меху, 1535
Красавица, 1536
Красавица, 1536
Портрет молодой женщины в шляпе с пером, 1536
Портрет молодой женщины в шляпе с пером, 1536
Портрет Элеоноры Гонзага, 1538
Портрет Элеоноры Гонзага, 1538
Портрет Изабеллы Португальской, 1548. Какое пристальное внимание к каждой детали одежды!
Портрет Изабеллы Португальской, 1548. Какое пристальное внимание к каждой детали одежды!
Венера перед зеркалом, 1555. Поздняя Венера Тициана, где совершенство и красота женщины достигает наивысшей точки. Это идеальная венецианская женщина в красивых мехах, модной прическе, дорогих украшениях. Главное - она наслаждается каждый взглядом на себя в зеркало, она абсолютно ничего не стесняется и предается самолюбованию.
Венера перед зеркалом, 1555. Поздняя Венера Тициана, где совершенство и красота женщины достигает наивысшей точки. Это идеальная венецианская женщина в красивых мехах, модной прическе, дорогих украшениях. Главное - она наслаждается каждый взглядом на себя в зеркало, она абсолютно ничего не стесняется и предается самолюбованию.
Даная, 1544-1546. В XVI веке в Венеции были популярны картины с мифологическими сюжетами: интерес к древней истории возрос с приходом книгопечатания.
Даная, 1544-1546. В XVI веке в Венеции были популярны картины с мифологическими сюжетами: интерес к древней истории возрос с приходом книгопечатания.

Портретное мастерство

Тициан считается мастером портретной живописи. Писал он герцогов, кардиналов, дожей, пап, аристократов – все высшие лица хотели получить портрет кисти Тициана.

Портрет Винченцо Мости, 1520
Портрет Винченцо Мости, 1520
Портрет Федерико II Гонзага, 1525-1528
Портрет Федерико II Гонзага, 1525-1528
Портрет Карла V с собакой, 1532-1533. После создания этого портрета Тициан становится графом Палатином, а его рента от Карла V увеличилась вдвое.
Портрет Карла V с собакой, 1532-1533. После создания этого портрета Тициан становится графом Палатином, а его рента от Карла V увеличилась вдвое.
Портрет Джулиано Романо, 1536-1538
Портрет Джулиано Романо, 1536-1538
Портрет кардинала Пьетро Бембо, 1540
Портрет кардинала Пьетро Бембо, 1540
Портрет Павла III, 1543
Портрет Павла III, 1543
Конный портрет Карла V, 1548
Конный портрет Карла V, 1548

Последние годы творчества

Тициан последние двадцать лет жизни работал на Филиппа II – короля Испании и герцога Нидерландов.

Портрет Филиппа II в доспехах, 1551
Портрет Филиппа II в доспехах, 1551
Подношение Филиппом II своего сына Фердинанда, 1572-1575
Подношение Филиппом II своего сына Фердинанда, 1572-1575

Кроме портретов Филиппа, Тициан возвращается к мифологии и к женщинам — и продолжает воспевать красоту во всех ее проявлениях. Он становится более придирчив к работам, постоянно исправлял и доводил до совершенства картины, мог хранить у себя законченное произведение в течение десяти лет, чтобы потом вдруг понять, чего же там не хватало для совершенства.

Для Филиппа II он создал серию картин из произведений Овидия, древнеримского поэта.

Поздние работы Тициана отличаются по колористике от работ ранних. Приглушенные тона, полутени, золотистый цвет. Появляются оттенки коричневого, пропадает яркость и красочность.

Распятие Христа, 1558
Распятие Христа, 1558
Мадонна со святым Лукой и Екатериной Александрийской, 1560
Мадонна со святым Лукой и Екатериной Александрийской, 1560
Кающаяся Мария Магдалина, 1565. Магдалина тут похожа скорее не на кающуюся, а получившую какое-то благословение свыше. Картина необычна для религиозных полотен: Мария слишком живая и эмоциональная. А ее полупрозрачная одежда, которую она едва поддерживает пальцами рук, забыв о приличиях! Необыкновенная работа. Картину приобрёл Николай I, сейчас ее можно увидеть в Эрмитаже.
Кающаяся Мария Магдалина, 1565. Магдалина тут похожа скорее не на кающуюся, а получившую какое-то благословение свыше. Картина необычна для религиозных полотен: Мария слишком живая и эмоциональная. А ее полупрозрачная одежда, которую она едва поддерживает пальцами рук, забыв о приличиях! Необыкновенная работа. Картину приобрёл Николай I, сейчас ее можно увидеть в Эрмитаже.
Положение во гроб, 1566
Положение во гроб, 1566
Дож Антонио Гримани преклоняет колени перед Верой, 1575-1576
Дож Антонио Гримани преклоняет колени перед Верой, 1575-1576
Святой Себастьян, 1576
Святой Себастьян, 1576
Пастух и нимфа, 1570-1576
Пастух и нимфа, 1570-1576
Пьета, 1570-1576
Пьета, 1570-1576
Коронование терновым венцом, 1570-1576
Коронование терновым венцом, 1570-1576

Тициан умер от чумы в 1576 году.

Удивительно, что просматривая все работы Тициана, складывалось ощущение, что работы эти — дело рук разных мастеров. Настолько они необычно и не похожи по стилистике, выбору сюжета, цветам. Это как прямое доказательство удивительного таланта Тициана — он мог создать абсолютно все. Пейзажи, алтарные композиции, реалистичные портреты, исторические полотна — все было подвластно кисти Тициана.