Найти в Дзене
pro-goszakaz.ru

Как платить аванс и верно рассчитать размер обеспечения. Три совета на основе практики контролеров из ФАС

Оглавление

Эксперт журнала «Госзакупки.ру» подготовил подборку рекомендаций с примерами из антимонопольной практики о том, как заказчику избежать штрафов при авансировании. Рассказываем, как при казначейском сопровождении устанавливать размер аванса и как учесть аванс при расчете обеспечения контракта.

Заказчик обязан прописать в контракте сроки и условия оплаты контракта. При этом может предусмотреть и авансирование. Если в контракте предусмотрена предоплата, обязательно пропишите условия. Это поможет избежать неблагоприятных последствий.

До конца 2022 года федеральные заказчики вправе установить аванс до 50 процентов по контрактам без казначейского сопровождения и от 50 до 90 процентов по контрактам с сопровождением. А норму о предельном размере аванса до 30 процентов приостановили до 31 декабря 2022 года — поэтому сейчас можно активно пользоваться преимуществами авансирования. Авансы полезны не только для конечных исполнителей контракта, на закупку с авансированием придет больше участников, будет выше конкуренция и потенциально желание качественно исполнить контракт.

Заказчикам же важно правильно прописать условия об авансировании в извещении и корректно рассчитать размер обеспечения, которое напрямую взаимосвязано с размером аванса. Ознакомьтесь со свежей административной практикой региональных управлений ФАС, чтобы не допускать ошибок, когда устанавливаете аванс и рассчитываете обеспечение своего контракта.

Учитывайте аванс при расчете обеспечения исполнения контракта с казначейским сопровождением

Если расчет по контракту в части выплаты аванса подлежит казначейскому сопровождению, размер обеспечения контракта нужно установить от НМЦК, уменьшенной на размер аванса. Соблюдайте данное правило расчета обеспечения, иначе получите штраф, как заказчик в нашем первом примере.

Заказчик на сайте ЕИС разместил извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по строительству школы. Прокуратура провела проверку и выяснила, что заказчик подготовил аукционную документацию с нарушениями. Когда началось разбирательство, заказчик просил прекратить производство по делу об административном правонарушении из-за малозначительности деяния и согласился с нарушением.

Контролеры из ФАС установили, что Министерство образования Пензенской области и администрация Бессоновского района заключили соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области на софинансирование расходов при реализации государственной программы «Развитие образования». Поэтому расчеты по контракту на строительство школы в части выплаты аванса подлежали казначейскому сопровождению. Однако заказчик установил размер обеспечения исполнения обязательств по контракту в размере 10 процентов от НМЦК без уменьшения на размер аванса.

Контролеры признали, что должностное лицо заказчика совершило административное правонарушение по части 4.2 статьи 7.30 КоАП. В качестве смягчающих обстоятельств контрольный орган признал тот факт, что заказчик совершил правонарушение впервые и признал вину. В итоге должностное лицо заказчика контрольный орган признал виновным и назначил штраф в размере 3 тыс. руб.

Документ: постановление Пензенского УФАС от 16.09.2021 по делу № 058/04/7.30-788/2021

Следите, чтобы информация о закупке была одинаковой во всей документации

Если заказчик укажет разную информацию о размере обеспечения контракта, подрядчик не сможет однозначно его определить. Это приведет к срыву закупки и административному нарушению.

Заказчик провел конкурс с ограниченным участием в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Реконструкция аэропортового комплекса». Сумма контракта — 550 583 651,66 руб. Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежали казначейскому сопровождению.

Подрядчик пожаловался на заказчика в ФАС. По мнению подрядчика, в конкурсной документации и извещении заказчик установил противоречивые требования к обеспечению исполнения контракта. Заказчик не согласился с доводом подрядчика.

Контрольный орган провел внеплановую проверку и выяснил вот что. В извещении заказчик установил обеспечение исполнения контракта в размере 30 процентов от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а в информационной карте — 20 процентов.

Контрольный орган пришел к выводу, что заказчик установил противоречивые требования к размеру обеспечения исполнения контракта. Поэтому подрядчики не могли однозначно определить размер обеспечения. Жалобу признали обоснованной.

Документ: решение ФАС от 26.08.2021 по делу № 17/06/105-1004/2021

Пропишите в документации условие, при котором аванс не выплачивается

Федеральные заказчики не вправе авансировать закупку работ или услуг из перечня, который утвердило Правительство (п. 20 Положения, утв. постановлением Правительства от 09.12.2017 № 1496). При закупке за счет региональных и муниципальных средств заказчик руководствуется региональными и местными нормативно-правовыми актами. Также заказчики не платят аванс тем победителям закупки, которые демпингуют — снижают НМЦК на 25 процентов и больше (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Однако норму о запрете авансирования приостановили до 31 декабря 2022 года. Сейчас вы можете предусмотреть авансирование в контрактах за те товары и услуги, предоплата которых раньше была запрещена. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши. А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д. А теперь разберем еще одно нарушение заказчика, связанное с авансированием работ и услуг именно тех поставщиков, которые демпинговали.

Заказчик провел электронный конкурс на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Цена контракта — 1 043 250 467,26 руб. На участие в конкурсе было подано и допущено пять заявок.

Подрядчик пожаловался на действия заказчика, который не установил в документации казначейское сопровождение расчетов по контракту в части аванса, неправильно установил размер обеспечения исполнения контракта и не установил в конкурсной документации условие, при котором аванс не выплачивается. Заказчик не согласился с доводами подрядчика.

Контрольный орган провел внеплановую проверку. Контролеры выяснили, что в проекте контракта конкурсной документации есть раздел «Казначейское сопровождение», который содержит исчерпывающие условия о казначейском сопровождении расчетов по контракту в части выплат аванса. По поводу второй части жалобы контролеры установили, что в документации прописано обеспечение исполнения контракта — 93 892 542,06 руб. Размер обеспечения установлен в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Подрядчик не представил доказательств, которые бы подтверждали доводы жалобы.

Согласно закону, если подрядчик предложил цену, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, выплата аванса при исполнении контракта не допускается (ч. 1 и 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Контрольный орган пришел к выводу, что заказчик не установил в проекте контракта положение о том, что выплата аванса при заключении контракта с подрядчиком, указанным в частях 1–2 статьи 37, не допускается. Заказчик в документации указал, что подрядчику предусмотрена выплата аванса в размере 10 процентов от суммы финансирования. В итоге контрольный орган признал жалобу частично обоснованной и обязал заказчика внести исправления в конкурсную документацию.

Документ: решения ФАС от 01.02.2022 по делу № 28/06/105-202/2021

#фасрф #практикафас #госконтракты #госзакупки #обеспечениеконтракта