Только четверть показателей госпрограмм нацелена на достижение важных для страны и граждан результатов
Счетная палата проанализировала результаты реализации государственных программ за 2021 год в рамках проверки отчета Правительства об исполнении федерального бюджета. Особенностью этого года стало применение новой методики оценки госпрограмм.
Один из главных выводов по итогам оценки госпрограмм за 2021 год – преобладание технических показателей, не отражающих конечные результаты социально-экономического развития, а также высокая доля плановых значений показателей без существенной динамики. Это приводит к тому, что фактический прогресс реализации госпрограмм, по сути, не отражается в отчетной информации.
По итогам аудита Счетная палата не раз обращала внимание на низкое качество показателей госпрограмм, их постоянные корректировки, занижение плановых значений. Для оценки фактического прогресса госпрограмм качество формирования и реализацию необходимо оценивать комплексно
Разберем недостатки по некоторым госпрограммам
Социальная поддержка граждан
По 110 из 42 показателей (индикаторов), по которым осуществлялся мониторинг в 2021 году, оценка динамики не производилась в связи с тем, что по данному показателю (индикатору) отсутствуют как фактические значения в периоды, предшествующие отчетному, так и плановое значение в году, следующем за отчетным.
Развитие образования
По 110 из 42 показателей (индикаторов), по которым осуществлялся мониторинг в 2021 году, оценка динамики не производилась в связи с тем, что по данному показателю (индикатору) отсутствуют как фактические значения в периоды, предшествующие отчетному, так и плановое значение в году, следующем за отчетным.
Итоговая оценка Счетной палаты госпрограммы "Развитие образования" за 2021 год: в части оценки качества сформированной и реализованной государственной программы – «уровень выше среднего», в части реализации – «средний уровень».
Содействие занятости населения
По итогам 2021 года по 3 показателям (индикаторам) госпрограммы "Содействие занятости населения" отсутствуют фактические значения, а по 3 показателям фактические значения не рассчитывались, так как они исключены из федерального проекта «Содействия занятости»3. Из указанных показателей один показатель относятся к группе показателей, характеризующих конечный результат; 2 показателя - непосредственные результаты.
Развитие культуры
В 2021 году:
490
442 19 29
100,0 %
90,2 % 3,9 % 5,9 %
не завершены в срок работы на отдельных объектах культурного наследия и объектах культуры из-за замедления темпов работ в связи с удорожанием материалов, требующим дополнительного финансирования;
в связи со сложной эпидемиологической ситуацией отменен ряд мероприятий в сфере культуры: международный фестиваль музеев «Интермузей», межрегиональный научно- практический семинар «Актуальные проблемы обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации», Российско-Норвежский культурный форум. Проведение IX Санкт- Петербургского международного культурного форума перенесено на 10-12 ноября 2022 г. Целый ряд контрольных событий состоялся позже запланированных сроков;
Минстроем России нарушены сроки по разработке проектной документации по реконструкции инженерных систем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии в связи с расторжением контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и необходимостью заключения нового контракта;
ФГБУК «Государственный Эрмитаж» из-за просрочки исполнения контрагентами обязательств по договорам на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования не завершен второй этап 3-й очереди строительства комплекса зданий производственной базы и фондохранилища;
не состоялись все контрольные события по разработке инвестиционных паспортов усадеб в связи с исключением мероприятия из паспорта НП «Культура»;
ФГБУК «Государственный академический Большой театр России» не выполнены контрольные события в связи с отменой гастролей за рубежом (Израиль, Аргентина, Словения) в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции;