«Элитарные» и «недоступные» картины современных живописцев часто вызывают отвращение или в лучшем случае непонимание. Некоторые любители высокого искусства насмехаются над ними. Но с другой стороны произведения современных художников ставят аукционные рекорды, чему поражаются «профессионалы», считающие, что умные искусствоведческие термины не могут скрыть пустоту, а простые люди часто сравнивают современную живопись с детскими каракулями. В реальности абстрактное искусство художников нашего времени совсем не элитарно.
Его можно понять, и я постараюсь подсказать вам, как это сделать.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
«Мазня» или искусство?
Современные живописцы часто не стремятся к изображению окружающего мира на своих картинах. В 19-м столетии появилось фотоискусство, которое запечатлевает действительность, и художникам это делать словно стало необязательно. Они не проецируют реальность, а передают свои ощущения с помощью мазков, пятен и линий. На многих талантливых мастеров современности оказывают влияние различные религиозные и философские учения.
Когда смотрите на непонятную вам картину, руководствуйтесь не здравым смыслом, а вызванными этим произведением эмоциями. Не пытайтесь ассоциировать увиденное с реальным миром. Обратите внимание на форму и цвет, взаимодействуя с ними на инстинктивном уровне.
В музеях современного искусства часто можно услышать фразу «Мой малыш рисует не хуже». Семиологу Ролану Барту удалось доказать, что художник Сай Твомбли рисовал совсем не детские каракули. У Сюзи Ходж на эту тему есть целая книга.
Много современных художников начали писать абстракции после получения классического образования, хотя они могут создать качественный академический рисунок. Во время занятий современные абстракционисты писали симпатичные вазы, цветы, портреты и морские закаты, но в итоге отдали предпочтение визуальному опыту, в котором нет предметности. Во время просмотра их картин зрители не задерживают внимание на объектах, а эмоционально переживают увиденное.
В 2011 году было проведено исследование, цель которого – выявить разницу между абстрактным экспрессионизмом и рисунками, созданными детьми, слонами и обезьянами. Испытуемые смотрели на две картинки и определяли, какая из них создана профессиональным художником. От шестидесяти до семидесяти процентов респондентов делали правильный выбор. Во время проведения другого исследования было установлено, что у детей тоже есть способность отличать произведения в жанре абстракции профессиональных художников от рисунков своих сверстников.
Абстрактный взгляд на реальность
Абстрактным можно назвать любой стиль художественного творчества. Например, Брюллов во время создания «Последнего дня Помпеи» создал на плоском холсте трехмерный мир, имитируя «реальность». Подойдите очень близко к «Закату в Эраньи» или «Бульвару Монмартр» Писсарро и перед вашим взором предстанут лишь многочисленные разноцветные мелкие мазки. Иллюзорная суть искусства представлена в «Вероломстве образов». Эту картину написал Рене Магритт. На на ней изображена не «трубка» (ибо ее нельзя ни набить табаком, ни покурить, ни взять в руку), а лишь удачное расположение мазков — картинка.
Современных художников часто обвиняют в не реалистичности изображений. Но они лишь передают свои ощущения с помощью «странных» композиций, «небрежных» мазков и других прогрессивных приемов. Некоторым зрителям они кажутся кощунственными, за что таких художников называют «не умеющими рисовать вульгарными циниками». В 1987 году в амстердамский музей Стеделийк пришел посетитель. Он принес с собой нож, которым порезал полотно «Кто боится красного, желтого и синего III», созданное абстракционистом Барнеттом Ньюманом.
Как принять и понять произведения современных художников?
Чтобы «почувствовать» картину, которая кажется вам не понятной, совет один и очень банальный: смотрите на нее долго. В этом случае дело может дойти даже до экстатического транса и экзистенциальных переживаний (привет Сальвадору Дали). В Гарварде студенты по просьбе профессора Дженнифер Робертс в течение трех часов смотрели на одно полотно. В статье арт-критика Джерри Зальца в отношении гипнотических картин Ротко употребляется термин «буддийское телевидение», которым он хотел выразить эффект от бесконечного просмотра работ этого мастера.
Многие современные художники – противоречивые натуры. В реальной жизни они не могут приспособиться к внешнему миру. Только с помощью абстракции им удается принять окружающую их действительность (хотя некоторым из них в этом «содействуют» алкоголь и наркотики).
На практике доказано, что дошкольникам проще понять смысл абстрактной картины, чем взрослым скептикам. На самом деле не существуют «правильный» и «неправильный» способы знакомства с произведениями современных художников, поэтому не бойтесь ошибиться.
А что вы думаете о современной живописи и можно ли её так называть? Пишите в комментариях!
___________________________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊