Он встает на заре. На горизонте только забрезжил первыми красками рассвет. Выходит из дома и полной грудью вдыхает пропитанный ароматами его сада воздух. Заходит обратно в дом, наливает себе чай и прихлебывая его из чашки, садится за написание очередного шедевра.
Там начало вольного Днепра,
Малая там родина моя,
Детство опаленное войной,
Там когда то жил отец-герой…
Его имя - Алексей Сергеевич Гулейков. Ребенок войны, волею судьбы оказавшийся на Кубани и всю свою жизнь прославляющий житницу России.
В 1938 году в краю соловьев и березовых рощ, в Смоленске, появился на свет ясноглазый малыш, названный – Алешей. В то благодатное время никто и помыслить не мог, что спустя три года, придет война и отберет у него отца и детство. В воспоминаниях останутся лишь стук свинцового дождя, мерзлая картошка, ложка пробитая шальной пулей и слезы матери скатывавшиеся по его щеке, когда она, укрывшись с детьми в погребе крепко прижимала его к себе.
Пусть зимою воет вьюга,
Пусть весной гремит гроза,
Но везде, всегда со мною,
Мамы карие глаза.
Глаза мамины большие,
Глаза схожие с зарей,
Глаза добрые с усмешкой,
Глаза грустные порой…
Послевоенное детство и юность прошли на родной Смоленщине. Именно тогда началось его увлечение в написании стихов. Все, о чем не мог рассказать, все мечты и желания ложилось ровными строками на тетрадный лист. После учебы в музыкальной школе, на стихи легла и музыка. Закончил Орловское музыкальное училище и устроился работать заведующим клубом, а потом, не смотря на довольно молодой возраст стал директором Дома культуры. Под его руководством началось строительство нового здания Дворца культуры и если бы не прораб, который пропил строительный материал, он был бы отстроен вовремя. Но, судьба приготовила Алексею новое испытание и за недогляд над работником, отправился наш герой несмотря на приближающиеся новогодние праздники в армию.
Служил в Таманской дивизии начальником радиостанции командира полка. Вошел в состав хора под руководством Юрия Любимова, играл в оркестре на домре. Именно здесь, он полностью раскрыл свой творческий потенциал. В 1959 году, его приглашают в крупнейший военный художественный коллектив - ансамбль имени Александрова. Целый год он пел в составе знаменитого хора, но строгая военная дисциплина не способствовала творческим порывам и когда в ЦК комсомола Алексею предложили путевку на строительство Западно-сибирского комбината, он с энтузиазмом на нее откликнулся. Его путь лежал в Новокузнецк…
Суровая Сибирь встретила его приветливо. Он принимает под свое управление местный Дворец культуры. Создает ансамбль художественной самодеятельности и обучает школьников игре на музыкальных инструментах.
На одном из концертов приключился казуз. Конферансье заболел и заменить его пришлось Алексею. На сцене играет знаменитый виоланчелист Виктор Столин, а за кулисами ждет своего выхода Иосиф Кобзон. Столин решил пошутить над Кобзоном и со сцены не уходит, а играет уже третью по счету сонату. Иосиф передает через Алексея записку с текстом: - «Заканчивай пилить инструмент, мой выход»! Алексей передал записку, тот прочитал, усмехнулся и сказал: - «Нет, объявляй еще».
Статный, уверенный в себе черноволосый и голубоглазый молодой человек становится центром притяжения многих дам, однако внимание Алексея привлекла чернокосая, стройная учительница младших классов – Машенька.
В той стороне далекой, стороне Сибирской,
Над рекою Томью городок стоит.
В нем два сердечка встретились, встретились случайно
На стройке комсомольской по имени «ЗапСиб».
Сибирячка Машенька с пареньком Смоленским,
Отыграли свадьбу в шахтерском городке,
И позвала их песня с гармошкой голосистой,
В путь дорогу дальнюю по жизненной реке…
А позвала песня молодую семью в край Кубанский, в город Анапа. Отыграли концерты, выиграли все смотры и конкурсы, отдохнули, пора бы и домой в Новокузнецк отправляться, да только приглянулся местному руководству талантливый мужчина, не захотели они отпускать его и предложили остаться работать у них. Долго Алексей с Марией не раздумывали, полюбился им край, согрел своим теплом, накормил вдоволь фруктами, омыл морской водой. Так и оказался наш герой на кубанской земле, которую полюбил всем сердцем.
Будто к теще на блины,
С той сибирской стороны,
Попал парень словно в рай
В краснодарский теплый край…
Жил в те времена в поселке Рассвет Староминского района Виталий Иванович Деревянко. Работал заведующим хозяйством в зерносовхозе. Побывав на концерте художественной самодеятельности Алексея Гулейкова, он загорелся идеей создать такой же у себя в совхозе. После долгих уговоров, Алексей Сергеевич вместе с Марией сдались. 2 февраля 1972 года, семья Гулейкова приезжает в поселок Рассвет, а 23 февраля в поселении проходит первый концерт. Его завершением становится событие, которое наш герой запомнил на всю жизнь. Заканчивается концерт, Алексея вызывают на сцену и под бурные аплодисменты, торжественно вручают ключи от квартиры.
Здесь на улице Кузнечной,
Стоит домик небольшой.
Славен он гостеприимством,
Большой дружною семьей.
В доме этом тридцать пятом,
Мы прожили много лет.
Много спето славных песен,
Теплом сердец друзей согрет…
Все свои силы бросил Алексей Сергеевич на создание самодеятельного коллектива в поселении. Надежным оплотом и опорой стала для него жена – Мария Дмитриевна которая была основной солисткой ансамбля и его двое детей. В состав самодеятельности входило более 300 человек. Здесь был хор, оркестры: народных инструментов, эстрадный и духовой, коллективы: драматический и танцевальный. Руководило коллективами 15 человек. На смотры отправлялись на шести автобусах.
Из воспоминаний Василия Александровича Соколова который является верным другом и соратником Алексея Сергеевича:
- Гулейков создал клубную систему состоящую из шести филиалов в которые вошли все Дома культуры Рассветовского поселения. Его система являлась методическим центром, куда с разных уголков России и даже с Северного Кавказа приезжали представители коллективов на обмен опытом и обучение. С его приходом началось возрождение культуры района. Ансамбль часто выезжал с концертами в Москву, Краснодар и более отдаленные города. Много проходило смотров художественной самодеятельности и ни разу его ансамбль не проиграл ни в одном их них. Их выступления приносили славу и известность району и краю. Алексея Сергеевича часто приглашали выступить на семинарах и совещаниях работников культуры. Его известность как руководителя большого ансамбля и поэта-песенника шла впереди него.
По степям, где метели мели,
Расплескались, как моря ковыли.
Здесь Майстренко, совсем молодой,
Разбил первый свой стан полевой.
Пролетело с тех пор много лет,
Как создали поселок Рассвет,
В нем мы дружной семьею живем,
Это общий, большой наш дом.
Нашим детям и внукам расти,
Пусть Рассвет продолжает цвести.
Пусть он будет всегда молодым,
На счастье юным, на радость седым.
Мне посчастливилось побывать в гостях у этого удивительного человека. У калитки стоял уже не молодой человек, с сохранившейся гордой осанкой, когда-то черный волос уже скрылся под пеплом седины, ясные, лучистые глаза до сих пор не потеряли своего лукавства. Он гулял со мной по своему саду и рассказывал, какой богатый урожай винограда снял в прошлом году, угощал смородиной и черешней. А потом, был концерт. Алексей Сергеевич играл на красивом, резном баяне свою музыку и пел… Пел о матери, об ушедшей уже жене, о детях, и о Кубани. Все свои мысли, чувства и желания, вся его жизнь едва умещалась в огромной стопке стихов и песен, лежащей рядом с ним на стареньком диване. Он пел, а за окном, усевшись на ветку калины, хором подпевали ему воробьи.
Материал подготовила Юлия Чернышева.