Есть такая полушутка в среде анимешников - "Зачем смотреть "Начало", если есть "Паприка"?"
И не секрет, что Кристофер Нолан при создании своего фильма вдохновлялся этим аниме (сильно вдохновлялся, прямо скажем).
Но наравне с этим один из самых частых комментариев после просмотра "Паприки" выглядит примерно так: "Ну да, красочно и сюрреалистично, но, то ли лыжи не едут, то я такой - сюжет простой, ничего такого. Что тут настолько гениального-то?"
Сюжет и правда простой - учёные разрабатывают устройство под названием DC mini, которое позволяет проникнуть в сон другого человека. Ацуко Тиба, глава отдела разработки и, очевидно, психотерапевт, использует устройство, чтобы с помощью своего альтер-эго по имени Паприка помогать пациентам разбираться в их психологических проблемах. Внезапно три прототипа оказываются похищены, и с их помощью в сознание нескольких людей внедрён сон какого-то безумного человека. Доктор Тиба с коллегами пытается вернуть устройства, но под их действием сны начинают смешиваться с реальностью, и похититель хочет захватить мир, но Паприка его побеждает.
Действительно, ничего сложного. Вы злодей и хотите захватить мир?
Но главное достоинство этого аниме - это не сюжет, а персонажи. "Паприка" поднимает много тем, но центральной из них является борьба сознательного и бессознательного (ну или как говорят в современной психологии - осознаваемого и неосознаваемого), которая происходит внутри каждого человека. И буквально в каждом персонаже мы видим эту борьбу и её последствия. Это офисные клерки, которые настолько задолбались на своей знаменитой японской работе, что хотят буквально прыгнуть с крыши, и ведущая прогноза погоды, которая отчаянно желает просто сделать что-нибудь весёлое и забавное в прямом эфире. Ну и, конечно, наши главные герои. Их всего-то шесть, поэтому можно быстро посмотреть на каждого из них.
Сэйдзиро Инуи, председатель правления института психиатрических исследований, прикован к инвалидному креслу и полностью поглощён идеей о собственной "дефектности", мечте об избавлении от неё (неслучайно в своих снах он использует весьма... кхм, экстравагантные способы передвижения). Он тщательно скрывает эту идею от остальных и, возможно, даже от самого себя, и именно сокрытие своего подсознательного начала является основанием, на котором выстроено всё его мировоззрение, он буквально одержим ей.
Торотаро Сима, непосредственный начальник Ацуки/Паприки. Мы про его внутренний мир знаем не так много, в сравнении с остальными - в своём сне он носит корону, занимает высокое положение, и иносказательно падок до женского внимания, и ещё раз он упоминает, что скучает по своей молодости, когда он строил какие-то планы на будущее, имел какие-то мечты. Но в реальном мире эти вещи никак не проявляются - это пожилой человек, который, в отличие от председателя, нашёл способ гармонично жить со своими подсознательными желаниями.
Морио Осанай, молодой коллега Ацуки, он тайно влюблён в неё, и крайне завидует Токите, изобретателю DC mini, понимая, что никогда не догонит его ни по уровню ума, ни по уровню симпатии со стороны Ацуки. Это персонаж, который осознаёт свои подсознательные желания, проговаривает их, но, тем не менее, потакает им, не может и не хочет избавляться от негативных последствий, которые они несут.
Ацуко Тиба - в жизни это очень строгий человек, хороший специалист, ответственный и "взрослый" человек. Тогда как её альтер-эго в мире снов - это Паприка, рыжая озорная и игривая девчонка в джинсах и кедах. Ацуко считает, что прекрасно разбирается в вопросах подсознания (и, между прочим, имеет на это полное право), и способна его полностью контролировать. Но по ходу истории выясняется, что большой вопрос, кто тут кого на самом деле контролирует, и что для того, чтобы быть нормальной полноценной личностью, этим двум ипостасям необходимо принять друг друга. Впрочем, если вы смотрели или будете смотреть - ты вы сразу это поймёте даже по сцене финального "сражения".
Косаку Токита - изобретатель DC mini, добродушный, немного наивный и инфантильный толстяк, единственный персонаж, у которого подсознательное практически полностью совпадает с сознательным - да, в мире снов он робот, но и в реальной жизни он возится со своими техническими "игрушками". Он признаёт свои достоинства и недостатки, признаёт свои эмоции и свои чувства, и он единственный, кто способен разглядеть и влюбиться не только в образ строгой леди Ацуки, и не только в весёлую и соблазнительную Паприку, а именно в настояющую Ацуку, которая объединяет в себе и то, и другое.
Ну и, наконец, детектив Тосими Конакава - пациент доктора Ацуки, который страдает от того, что его подсознательное желание (подростковая любовь к кинематографу) конфликтует с его реальной жизнью. Он, на самом-то деле, не особо влияет на сюжет с похищением DC mini, но его история при этом является центральной, и именно его процесс психотерапии, осознание своего неосознанного, нахождение гармонии между своими желаниями и своей реальностью, в аниме раскрыт весьма детально, поэтому не будем на нём долго останавливаться.
И в одном из финальных монологов, в котором говорится о том, что всегда есть какие-то крайности и противоположности - жизнь и смерть, свет и тьма - так и не проговаривается вслух, что есть сознательное и подсознательное, и каждому человеку просто жизненно необходимо найти свой собственный путь, чтобы жить в гармонии и с тем, и другим.
Неслучайно, когда Конакава в финальной сцене идёт покупать билет в кино, мы видим афиши вышедших фильмов Сатоси Кона, режиссёра "Паприки" - "Совершенная грусть", "Актриса тысячелетия" и "Однажды в Токио". Но Конакава берёт билет на новый фильм "Детские сны", фильм, который Сатоси Кон ещё не снял (и, к сожалению, уже не снимет - режиссёр скончался в 2010 году от рака поджелудочной железы, и его последнему фильму не суждено было увидеть свет).
Такие дела. И это мы ещё не затрагивали вопросы вроде коллективного бессознательного, утраты индивидуальности, влияния технического прогресса на психику, необходимость и опасность эскапизма - а они ведь в этом фильме тоже есть.
#Паприка #аниме