Найти в Дзене
zorkinadventures

Разгадка линий Наска в пустыне – самая правдоподобная версия исследователей: «Это были дорожки»

Со склона холма в упор смотрит на нас совиными глазами антропоморфная тридцатиметровая фигура. Впоследствии осадки смыли характерный для этих мест грунт ржавого цвета и промыли каналы в нижних слоях песка. Фото: Роберт Кларк
Со склона холма в упор смотрит на нас совиными глазами антропоморфная тридцатиметровая фигура. Впоследствии осадки смыли характерный для этих мест грунт ржавого цвета и промыли каналы в нижних слоях песка. Фото: Роберт Кларк

Как только не интерпретировали линии без малого восемь десятков лет и ученые, и обыватели! Дороги инков, планы оросительных сооружений, картины, которыми нужно было любоваться с примитивных воздушных шаров, даже полосы приземления инопланетян... Одна из последних версий кажется весьма правдоподобной.

О загадочных линиях Наски мир узнал в конце 1920-х. Тогда эра воздухоплавания добралась до Перу – и люди, летавшие из столицы Лимы в город Арекипа на юге страны, увидели таинственные гигантские рисунки. Они были вычерчены в безлюдных песках пустыни к северу от города Наска.

Внушительные узоры и фигуры – более четырех метров в длину, – нарисованные на земле, называют геоглифами. Древние геоглифы находили во многих странах, но картины в пустыне Наска поражают масштабом – около четырех тысяч квадратных километров пустыни покрывают тысячи рисунков длиною в десятки и в сотни метров. Здесь есть и геометрические фигуры: треугольники, трапеции, спирали, – и прекрасно прорисованные изображения животных, растений и людей. Но увидеть все это можно только с воздуха.

Пустыня на южном побережье Перу испещрена тысячами огромных рисунков. Однако изображение этого паука, а также многие другие картины можно различать только с высоты птичьего полёта. Фото: Роберт Кларк
Пустыня на южном побережье Перу испещрена тысячами огромных рисунков. Однако изображение этого паука, а также многие другие картины можно различать только с высоты птичьего полёта. Фото: Роберт Кларк

Как же использовали эти геоглифы? Ответ дали геофизики. Участники проекта «Наска-Пальпа» считают: зрителей эпохи Наска интересовали уже не сами линии, а… процессии, которые по ним шествовали. Дело в том, что большинство фигур во времена культуры Наска создавались с помощью простых, непересекающихся линий. Человек мог вступить на такую линию в одном месте и выйти в другом, ни разу не переступив ни одной черты.

Исходя из этого факта, археологи предполагают: в какой-то момент ранней истории культуры Наска линии перестали быть просто изображениями, они стали использоваться как дорожки, по которым шествовали церемониальные процессии.

Позже, возможно, вследствие увеличения населения, все больше людей стали принимать участие в ритуалах – и потому дорожки-геоглифы удлиняются: некоторые трапеции растянулись на шестьсот метров. То, что древние рисунки служили именно святилищами, подтвердили геофизики Томаш Горка и Йорг Фасбиндер.

Археолог показывает, как змеится тропа, очерчивая загадочный контур, предназначавшийся для шествий. Фото: Роберт Кларк
Археолог показывает, как змеится тропа, очерчивая загадочный контур, предназначавшийся для шествий. Фото: Роберт Кларк

Ученые измерили магнитное поле у трапеции около Юнамы, деревни близ Пальпы, и у других рисунков поблизости. Слабые возмущения магнитного поля показали, что земля в этих местах была уплотнена – в результате человеческой деятельности. Одновременно Карстен Ламберс, участник проекта «Наска-Пальпа», собрал данные о расположении и точных размерах линий и сделал вывод: когда группы людей совершали какие-то действия в геоглифах, зрители на других геоглифах могли наблюдать за ними.

Кроме того, у геоглифов были обнаружены платформы – насыпи из камней. Они, очевидно, служили алтарями. Археологи раскопали одну из таких насыпей – и обнаружили множество разбитых черепков, раковин, остатков растительной пищи и других ритуальных даров. Но самой интересной находкой были куски морской раковины рода Spondylus. Она происходит из прибрежных вод северного Перу и на юге могла оказаться лишь во время климатического явления Эль-Ниньо, приносившего с собой обильные дожди. Раковины Spondylus были очень важным религиозным символом воды и плодородия. А сегодня их находят на платформах у геоглифов.

Почитайте еще: "Тайна строительства пирамиды Хеопса"