Найти тему
Дарья Овсянникова

Почему мы выбрали не школу?

Невольно на улице подслушала отрывок разговора между бабушкой и внучкой. Девочка интересовалась, как её будут звать, когда она вырастет большая. Бабушка объясняла, что её будут называть по имени-отчеству, но сначала она должна ходить в школу, потом выучиться в институте, получить профессию и т. д., полный набор. И вот потом все будут обращаться к ней так, читай "уважать". Дальше я уже не слышала. Жаль, что эта бабушка, наверное, как и многие другие, считает, что уважение, признание, право на полное имя можно получить только через диплом.

Вот удивительно, сейчас тысячи бизнес книг пишут о том, что перед любым делом или проектом нужно прописать цели, чётко видеть, куда ты идешь. Тысячи коучей каждый день разбирают кейсы своих клиентов и всё время задают им один и тот же вопрос: Чего ты хочешь? Чего ты на самом деле хочешь? Чего ты достигнешь, если исполнишь свою идею? И это всем кажется очевидным.

Так почему мы не применяем этот же подход в супер важной сфере - образования! Что мы действительно хотим получить от обучения? Наши родственники и знакомые, когда расспрашивают о нашем СО, кажется, интересуются только одним: А как вы будете сдавать аттестации? То есть результатом обучения они видят именно аттестат, экзамен, зачёт. А вот чтобы что? Что мы реально получим от этого? Возможность работать? Ну, ребят, сейчас схема устройства на работу сильно изменилась. Тем более, речь не о работе, а просто о школьниках, о младших школьниках!

Что я хочу - вот какой вопрос я задаю себе постоянно в отношении детей. И если реально разобраться, то я хочу:

1. Чтобы у меня были хорошие, доверительные отношения с детьми
2. Чтобы они были здоровы
3. Чтобы они умели думать, размышлять, критически оценивать
4. Чтобы они умели общаться, договариваться, излагать свои мысли, доказывать

И всё это имеет мало общего с программой первого класса, это просто совсем про другое, это нечто более глобальное.

Интересно, что в каждой семье на этот вопрос ответят по-разному, приоритеты и ценности у всех разные, поэтому и обучение в семье строится так по-разному. И это круто! Нет единого универсального способа для всех, как и чему учиться, чем вообще заниматься дома на СО. Поэтому я, наверное, перестала волноваться))) Просто позволяю нам делать то, что мы делаем. Выдох.

И эта статья не про то, плохая школа или нет, а скорее про то, что когда родители выбирают школу или нешколу, они должны спросить себя, а зачем они это делают, чего они хотят. А то очень много историй про то, как родители ругали-ругали школу, хотели как лучше, а в итоге перенесли школу к себе домой. И получилось примерно то же самое. А хотелось-то совсем другого. А вот чего хотелось?

Может, для того, чтобы реализовать то, что хочется, нужно просто найти другой класс. Или пойти в танцевальную школу. Или бросить зубрежку и запоем писать картины. Или поменять тактику общения с учителями. Или отстать от ребёнка и дать ему наиграться. Мало ли что.

И ещё я хочу успокоить мам, которые боятся СО, боятся, что не справятся. Ведь если разобрать цели, то может оказаться, что всё совсем просто. Если цель - хорошие отношения с ребёнком, то достижение цели может скрываться в том, чтобы перестать упрекать за плохие оценки, например, или вообще убрать какие-либо оценки в семье, а развивать навык самооценки.

Вы - мама, вы не учитель, вам не нужно строить из себя строгую учителку дома. Ваше семейное обучение может вообще иметь целью не нервничать из-за скандалов в школе, утренней спешки и не там поставленной точки. И лучше понять это сразу, чем потратить несколько лет и тонны нервов на "борьбу" с ребёнком. Нужно быть не против ребёнка, не бороться с его ленью, невнимательностью, неустойчивостью, а быть на одной с ним стороне. И тут же, на этой стороне, вместе с ребёнком, придумать стратегию "против" каких-то привычек или негативных моментов. И жить становится сразу проще.