Найти в Дзене

Мэри Шелли и ее «Франкенштейн»

В истории литературы нередки случаи, когда автор создает один шедевр и более ничего. Однако, есть особые - когда текст становится шедевром не только в контексте творчества самого автора и его эпохи, а опережает свое время и интуитивно предугадывает важнейшие проблемы далекого будущего. Таков «Франкенштейн» Мэри Шелли. Абсолютно великая вещь по многослойности смыслов. И, хотя ее слава больше относится к массовому ширпотребу, чем к философской литературе, это по-настоящему глубокий текст.   Философский, фантастический, психологический роман с элементами готики - этот перечень отнюдь не исчерпывающий. Понимала ли сама Мэри Шелли, девушка 19 лет, написавшая эту повесть ради шутки, насколько грандиозно ее творение? Любопытно, что ее муж П.Б. Шелли и Дж. Байрон, с кем однажды вечером и было заключено пари о том, что каждый из них придумает сюжет, создали что-то, о чем история не сохранила никаких упоминаний. А Мэри, не мнившая себя писателем, сочинила то, что осталось в веках.  Об этой пове

В истории литературы нередки случаи, когда автор создает один шедевр и более ничего. Однако, есть особые - когда текст становится шедевром не только в контексте творчества самого автора и его эпохи, а опережает свое время и интуитивно предугадывает важнейшие проблемы далекого будущего. Таков «Франкенштейн» Мэри Шелли. Абсолютно великая вещь по многослойности смыслов. И, хотя ее слава больше относится к массовому ширпотребу, чем к философской литературе, это по-настоящему глубокий текст.  

Мэри Шелли
Мэри Шелли

Философский, фантастический, психологический роман с элементами готики - этот перечень отнюдь не исчерпывающий. Понимала ли сама Мэри Шелли, девушка 19 лет, написавшая эту повесть ради шутки, насколько грандиозно ее творение? Любопытно, что ее муж П.Б. Шелли и Дж. Байрон, с кем однажды вечером и было заключено пари о том, что каждый из них придумает сюжет, создали что-то, о чем история не сохранила никаких упоминаний. А Мэри, не мнившая себя писателем, сочинила то, что осталось в веках. 

Об этой повести можно рассуждать бесконечно, но главное в ней, на мой взгляд, это вопрос об ответственности автора за свое творение. О том, куда может завести научный эксперимент. 

А еще очень важно тут вот что.  Мэри Шелли показывает, что и добро не безупречно, и зло - не категорично. Ведь и ученый  своими поступками приносит страдание, а Демон, разрушая все вокруг, жаждет любви и сочувствия. 

-2

Впрочем опередила свое время эта вещь не только по содержанию, но и по форме. Есть такой формат «рассказ в рассказе», а здесь - их целых три. Тройной нарратив от трех действующих лиц - Роберта Уолтона, Франкенштейна и Демона  - три уровня восприятия происходящего и три ракурса, которые создают сложную перспективу и последовательно погружают читателю в глубины всеобщей трагедии. 

О трагедии самой Мэри Шелли можно написать отдельный огромный текст. Ее жизнь была как роман - потерь, боли и испытаний. При этом она стала первой женщиной в литературе. Да, да, писали женщины и до нее, но только это никто сейчас не читает. А Мэри, выиграв спор у двух знаменитых английских поэтов, создала новый жанр. Слишком сложный, чтобы его смог повторить кто-то из ее современников. 

P.S. А вы читали эту книгу? Буду рада вашим комментариям.