Крайне интересный маршрут на легковом автомобиле по Северной Осетии (Алании).
Выехав из Пятигорска Ставропольского края в сторону Владикавказа, мы свернули в Куртатинское (Фиагдонское) ущелье.
Первая достопримечательность на нашем пути Дзивгисская крепость была нами пропущена, как и Аланский Успенский мужской монастырь в селе Хидикус, до которого не доехали несколько километров, о чем сожалеем и советуем на совершать нашей ошибки.
По ущелью качественное асфальтное покрытие. В селе Верхний Фиагдон на правом берегу реки мы поднимаемся на гору и осматриваем Руины старинного села Цмити, которые прекрасно видно с трассы (проехать можно к основанию даже на легковом а\м) далее будьте аккуратны, склон довольно крутой, много камней, крапивы и следов жизнедеятельности животных, поэтому стоить подумать о выборе обуви и одежды. Очень интересно посмотреть, как стоили свои жилища горцы, особенно поражают фамильные башни, которые носили двойное назначение: оборонительное и бытовое. Можно заметить, что и сейчас есть продолжатели традиций, воздвигая свои дома с сохранением исторической архитектуры. Сделав множество красивейших фото, спускаемся и едем на противоположную сторону, где возвышается сторожевая Башня Курта и Тага.
Далее асфальт заканчивается и наш путь до села Даргавс протяженностью в 14 км проходил по грунтовой дороге с гравийно-щебенчатым покрытием, редкими лужами и ручьями. На половине пути имеется смотровая площадка с установленным арт объектом в виде огромной буквы "æ" осетинского алфавита (Арт объект Æ), находящейся на высоте 1500м с головокружительными видами.
Далее спустившись с перевала без проблем добрались до "Города мертвых". Вход на территорию платный, билеты приобретаем в кассе у ворот и идем на осмотр древних склепов, датируемых IX-XII вв. Довольно жутко гулять среди каменных домиков наполненных костными останками усопших в столь живописном месте (Даргавский историко-этнографический комплекс Город мертвых, филиал Национального музея).
Сделав фото и скушав осетинский пирог с сыром, продолжили наш путь в печально известное своей трагедией кармадонское ущелье, это еще примерно 10 км по такой же дороге.
Ущелье поражает свой глубиной. Вдоль скал, оттеснив реку, насыпана новая дорога. Старые тоннели не функционируют. Остановку сделали у памятной доски съемочной группы Сергея Бодрова (Мемориальная табличка С.С. Бодров). Более чем на половину занесенный грунтом тоннель оставляет неизгладимое впечатление и чувство тревоги от произошедшей в 2002 году трагедии, унесшей жизни 125 человек.
Далее по ущелью дорога такая же гравийная, ведутся строительные работы по выравниванию и укреплению дорожного полотна. Хочется верить, что будет асфальт. Легкой дороги! Пусть этот маршрут доставит массу удовольствий и положительных эмоций!