Крещение Руси принято относить к 988 году, когда равноапостольный князь Владимир Святославич сам крестился и призвал тех, кто ему друг, приходить на Днепр креститься. Утверждения, что Русь крестили огнем и мечом по факту не находят никакого подтверждения в летописях и являются более поздними догадками. Люди 16-17 веков уже знали, например, как происходит насильственное обращение в веру европейскими экспедициями, а соответственно соотнесли и предположили, что и наших язычников пришлось силой заставлять принять крещение.
Меж тем, произошедшее в 988 году является в том числе и отражением реальной ситуации на Руси. Была принята не неизвестная и чуждая религия, а фактически утверждена распространяемая уже долгое время вера. Подобно этому произошло и когда-то в Риме, когда христианство признали государственной религией.
Ко времени крещения Владимира христиане на Руси были. Даже представляли некую общность, правда истрепанную антихристианскими акциями Святослава и раннего Владимира. Прошлая попытка легализация этой религии состоялась при Ярополке Святославиче. Но он вскоре был свергнут, поэтому развития это действие не получило.
Меж тем, ещё во времена князя Игоря Рюриковича христианство активно распространялось. Сам князь не был крещен, как мы знаем, но проявлял прагматичную веротерпимость. Коллектив авторов ИВИ РАН издали в 2011 учебник "Отечественная история IX-XIX веков", где сказано, что во времена князя Игоря сильно возросло число христиан в его княжестве, более того, они могли даже занимать важные посты, имели равные права, возвели несколько церквей в Киеве.
Понятно, что принявшая христианство Ольга, не только продолжила политику веротерпимости, но ещё и содействовала снижению числа языческих капищ в угоду деревянным храмам. При этом, можем отметить, что подобная политика не встречала активного сопротивления среди киевлян. Хотя прибывший по запросу княгини из Восточно-Франкской империи епископ не сумел долго продержаться на Руси. Запросил вернуться домой и уехал.
Поэтому мы видим, что 9-10 век представлял собой череду взлетов и падений христианского общества на Руси. Князь Олег, предшественник Игоря, проводил однозначную языческую политику в захваченном Киеве, хотя к его приходу, христиане уже жили в городе. Как следует из Повести временных лет, первое массовое крещение киевлян, в частности, состоялось в 860 году, то есть за 2 года до призвания на Русь варягов. А единичные случаи крещения, которые можно проследить по отдельным захоронениям по христианским обрядам относятся и к более раннему периоду.
В основном это заслуга миссионеров, которые приходили в неизведанные языческие земли проповедовать. По преданию, до южнорусских земель доходил сам апостол Андрей Первозванный и ещё в первом веке нашей эры доносил слова Христа до местных жителей. Рассказывается также, что Аскольд - правитель Киева, смещенный Олегом, был христианином, носил даже имя Николай. Но это уже не подтверждаемые ничем факты.
Однозначно можно лишь сказать, что Русь долго и системно шла к принятию христианства, а князь Владимир стал тем, у кого хватило сил и веры воплотить эту тенденцию в реальное положение дел.
Спасибо за внимание, ставьте лайк, пишите комментарии.