Найти в Дзене
Парковый

#ПаркИзнутри: Что хранится в сувенирной лавке?

Оглавление
О том, как работают царицынские сувенирные магазины, рассказывает заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Камиля Байдильдина.

Камиля, музей-заповедник «Царицыно» — одна из точек притяжения туристов. Многие говорят, что у вас — одни из самых интересных сувенирных магазинов в столице. Расскажите, что у вас можно найти?

В музее-заповеднике «Царицыно» работают три сувенирных магазинах. Флагманский магазин находится в Большом дворце, рядом с музейными кассами, и в нем представлено абсолютно все: книги, сувениры, капсульные коллекции, выпущенные к выставке, фирменные значки, календари и многое другие. Второй магазин, или корнер, как мы его называем между собой, работает в Первом оранжерейном корпусе, и его ассортимент, в основном, посвящен ботанике. Керамические вазы, деревянные украшения, блокноты, книжки — абсолютно все посвящено растениям. Наконец, магазин в Визит-центре нацелен именно на туристов. Там мы не погружаем гостей в историю искусства, а предлагаем купить брелоки и магнитики на холодильник, календари с видами «Царицына», бейсболки, панамки, дождевики с символикой музей — имиджевая царицынская коллекция.

Как выглядит имиджевая коллекция? Что в нее входит?

У музея есть собственный фирменный стиль, и именно в нем создана вся наша базовая имиджевая коллекция. Блокноты, ручки, значки, маски для лица, сумки, кошельки — все в фирменном черном цвете с золотом.

-2

А есть у вас какие-то ситуативные коллекции?

К двум-трем большим выставочным проектам (а всего в музее открывается порядка 20 выставок в год) мы создаем оригинальную линейку сувениров. К примеру, для выставки «Под маской Венеции» была выпущена целая коллекция. Мы пригласили известного дизайнера Ольгу Никич, обсудили с ней все основные акценты выставки и определили три главных венецианских символа: лев, маскарадная маска-баута и вода. Перемолов эти образы, Ольга создала для нас рисунки, который мы использовали в создании сумок-шопперов, футболок, свитшотов, очешников, кошельков.

То, что выставка закрылась, не значит, что сувениры, выпущенные по ее случаю, исчезают из продажи. Очень часто мы оставляем все эти предметы в магазине еще на какое-то время. К примеру, прямо сейчас в магазине в Большом дворце можно найти каталоги и памятные сувениры к выставкам, которые закрылись месяцы назад: «Под маской Венеции», «Театрократия. Екатерина II и опера», Триеннале текстильного искусства и современного гобелена и другие.

У вас еще есть издательство. Что интересного выпускаете?

В «Царицыне» у нас сложилась уникальная ситуация. В музее есть издательский отдел: редакторы, корректоры и дизайнеры. Под каждый выставочный проект кураторская группа планирует выпуск книги. Например, к той же выставке о Венеции мы выпустили целых два каталога — взрослый и детский. А к «Театрократии» — очень оригинальный альбом, в который вошло еще больше иллюстраций, чем удалось показать в экспозиции. Ежегодно мы выпускаем до пяти больших выставочных каталогов, а помимо этого еще и книги, посвященные фондовым коллекциям: керамике, текстилю, стеклу и так далее.

Пару лет назад мы выпустили совершенно уникальный двухтомник «Царицынская энциклопедия», где вся многовековая история места рассказана в мельчайших подробностях, где упомянуты сотни имен и тысячи названий. Энциклопедию можно купить в каждом из трех наших магазинов.

У вас часто можно найти какие-то уникальные изделия, которые в целом сложно найти где–то еще. Как они появляются в парках?

Еще одно направление деятельности сувенирного магазина в «Царицыне» — это сотрудничество с современными мастерами. Некоторые из них участвуют в выставках, которые регулярно проходят в музее. Безусловно, большая серьезная работа музейного уровня стоит огромные деньги, но тот же автор создает и небольшие капсульные коллекции. К примеру, в «Год керамики», который проходил в музее три года назад, мы брали на реализацию предметы у художников, работающих с глиной. А год назад, когда в Малом дворце работала выставка «Другое дерево», в магазине можно было купить авторские ювелирные украшения из разных ценных пород дерева. Скажем, я сама очень бы хотела иметь дома керамическое панно художницы Марины Степаново-Ланской, но оно стоит сотни тысяч рублей, а, к примеру, бусы из керамики Елены Петько, которые продавались у нас в магазине, я купила за 5 тысяч, и теперь у меня есть прекрасное авторское украшение. Во время выставки «Романовы. Воспоминание о Крыме», которая закрылась меньше месяца назад, мы познакомились с художником Андреем Саврасовым, который изучает крымские маяки и делают их точные миниатюры из дерева. И до недавнего времени его работы можно было купить в «Царицыне».

Работа с художниками, поиск авторов — все это делают сотрудники сувенирного отдела. Каждый раз когда кто-то из нас куда-то выезжает, первым делом мы смотрим, что где продается, знакомимся, обмениваемся контактами, налаживаем связи. Такая вот профдеформация.

У нас есть уникальный проект с инклюзивными мастерскими «Сундук». Уже не первый год в сувенирных магазинах можно купить работы, сделанные художниками с различными ограничениями по здоровью. Я знаю, что наш директор и многие другие сотрудники зачастую покупают эти предметы в качестве подарков друзьям и близким, поддерживая таким образом «Сундук».

Что чаще всего покупают в вашем магазине?

Самый популярный сегмент — это посуда Императорского фарфорового завода. Вообще многие москвичи наши магазины используют, как магазины уникальных подарков. И действительно, многие книги, украшения и предметы можно купить только у нас.

#Царицыно #сувениры #музей-заповедник #Паркимосквы #летовпарке #всевпарк