Орущих младенцев
Да, это определенно дико бесит, но младенцев можно понять – они в страшном кризисе – из комфортной среды, где НИЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ для выживания, они попали в страшный мир, где надо самому дышать, воспринимать кучу звуков, цветовых триггеров, людей, запахов.
Мозг не сформирован, можно сказать, вообще – никакой самостоятельной двигательной активности, умения адекватно подавать сигналы о своих нуждах – абсолютная беспомощность.
Именно в этом возрасте ребенок учиться доверять - age of trust v/s mistrust, поэтому так важно на него не орать, а окружить любовью и заботой (легко сказать).
Из плюсов: благодаря несформированности ЦНС ребенка легче отвлечь с одного триггера на другой, только если это не голод или боль. А еще он много спит – как раз чтобы построить нейронные связи, которые только и успевают появляться в ответ на новые стимулы, поэтому в его сне преобладает глубокая фаза.
Безумных детей
Период до 3 лет - самый нежный возраст для закладывания основных понятий и навыков, поэтому очень важна информационная нагрузка.Основной способ учиться – все повторять за взрослыми.
Закладываются языковые центры, поэтому именно до 3х лет можно стать билингуалом.
Мускулатура и нервная система развиты до уровня, когда уже можно самостоятельно двигаться и изучать мир. Только сейчас появляется чувство самостоятельности с потребностью проверять свои границы – поэтому детишки везде лезут, все пробуют, и делают некоторые действия по несколько раз – это все эксперименты и тренировки своих мышц и нервной системы. Так называемый возраст autonomy v/s doubt.
ЦНС пока только дошла до развития необходимых базовых центров, кора еще только формируется – в итоге нет самоконтроля, а значит сложно не делать то, что запрещают старшие. В подкорковых структурах striatum, тормозящий нервные импульсы, развит хуже, чем globus pallidum, поэтому детям свойственны активное выражение эмоций и безумное поведение.
Непослушных детей
Вонючих подростков
Очередной страшный кризис, когда организм сходит с ума:
- Гормональный бум – эмоциональные качели, проблемы со внешностью, половое влечение;
- Непропорциональный рост – опять же проблемы со внешностью, дефицит железа – агрессивное поведение;
- Разрушение 40% синапсов, сформировавшихся в детстве – перестройка мозга для более эффективной работы;
- Префронтальная кора еще развита плохо, поэтому все решения формируются в подкорковой структуре амигдале (миндалевидное тело), что делает их импульсивными, эмоциональными, рискованными и без какого-либо прогнозирования.
Но все не так плохо – в мозге улучшается процесс организации нейронных сетей, появляется осознание своей независимости и возможности принимать решения. Главное, чтобы и родители это вовремя поняли.
Гиперболизирующую молодежь
Считается, что до +-25 лет мы только формируемся, и вот она молодость – мы полноценные личности!
В этом возрасте у организма огромные ресурсы: есть нейронные связи, основанные на еще небольшом опыте, потребность строить новые, физические возможности, а главное – полноценное чувство своей независимости и свободы.
Поэтому есть мотивация учиться, работать, получать новые эмоции и отстаивать свои права.
Занудных взрослых
В зависимости от информационной нагрузки, которую мы себе создаем, происходит постоянное развитие нейронных связей.
Однако при рутинной жизни происходит закрепление старых связей, формируется устойчивое представление о жизни. А как мы помним, мозг очень бережет это чувство, поэтому новые триггеры не очень-то воспринимаются и даже скорее расцениваются как враги спокойствия.
Ну и не стоит забывать о снижении физических функций, что очень бьет по мотивации развиваться.
Ворчащих стариков
Самый грустный возраст – постепенно все системы организма приходят в упадок, что, очевидно, может привести к депрессии.
Развитие деменции (любого генеза) в первую очередь бьет по коре, что ведет к нарушению социального поведения:
- Понижение критичности к себе на фоне повышения недовольства остальными;
- Развитие навязчивых идей чуть ли не до паранойи;
- Развитие абулии и апатии – ни сил, ни желания что-то делать;
- Снижение когнитивных функций, в первую очередь памяти. Но что интересно, именно в этом возрасте усиливается память на события столетней давности – поэтому старички так хорошо помнят события из детства с мельчайшими подробностями – время писать мемуары.
- Повышается тревожность как за себя, так и за своих близких.
- Уже нет такой нейронной пластичности, поэтому так важна рутина и предсказуемость.
Нарушаются центры сна – бессонница, терморегуляции – все кажется холоднее (надень шапку!), снижается зрение и обоняние – сложнее поддерживать себя и пространство округ в чистоте.
Интересно, в пожилом возрасте даже появляется определенный запах из-за наличия 2-ноненаля в поте, не очень приятный для молодых – эволюционный маркер выбора партнера по возрасту.
Ресурсы
Статейки о взаимосвязях развития мозга и поведения в различном возрасте:
🌏https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811920310910
🌏https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.00996/full
🌏https://www.nia.nih.gov/research/labs/lbn/brain-aging-and-behavior-section
🌏https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2807801/
🌏 https://www.nature.com/articles/s41467-018-03399-2
🌏https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3222570/
Лекции Р. Сапольски, В. Дубынина
(в частности https://arhe.msk.ru/?p=83554)