Найти в Дзене

Об отдельных вопросах установки нестационарных торговых объектов (ларьков).

Конституционный Суд Российской Федерации напомнил, как регулируются вопросы утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.

Суд указал, что органы местного самоуправления (далее — МСУ) не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 2979-О от 28 декабря 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы предпринимателя на ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, регулирующую разработку региональными госорганами схем размещения нестационарных торговых объектов.

16.11.2014 индивидуальный предприниматель Я. приобрел по договору купли-продажи у Щ. нестационарный торговый объект (НТО) – киоск. Продавец являлся арендатором земельного участка, на котором был расположен данный объект.

На заседании рабочей группы по рассмотрению предложений о внесении изменений в схему размещения НТО большинством голосов было принято решение исключить киоск из действующей схемы.

Позднее Я. обратился в суд с исковым заявлением к городской администрации и Щ., в котором просил сохранить за ним право пользования киоском. Истец просил признать незаконным включение торгового киоска в список НТО, признанных самовольно установленными. Таким образом, Я. просил суд обязать городскую администрацию не чинить ему препятствия в пользовании киоском и включить его в схему размещения НТО на территории города.

Судом первой инстанции исковые требования были частично удовлетворены: за Я. было сохранено право пользования киоском.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя было отменено, апелляция пришла к выводу, что в сохранении права пользования НТО необходимо отказать в связи с отсутствием нарушенного права.
Такой же позиции придержался и кассационный суд.

Определением судьи Верховного Суда РФ истцу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Не согласившись с решениями судов, Я. обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что ч. 3 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности не соответствует Конституции в той мере, в какой дает право органам местного самоуправления при утверждении (изменении) схемы размещения НТО по собственному усмотрению исключить из схемы те объекты, эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд подчеркнул, что в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Суд указал, что схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Утверждение такой схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, в соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.

Суд подчеркнул, что реализация такого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – с другой.


Конституционный Суд указал, что органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер.

Таким образом, Суд установил, что оспариваемая норма, рассматриваемая в действующей системе правового регулирования, не предполагает принятия произвольных решений при внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.