Найти в Дзене

Как выбрать масло для промасливания духового инструмента?

Оглавление
производство духовых инструментов "Ателье Гончарова"
производство духовых инструментов "Ателье Гончарова"

Пришло время рассказать немного больше о маслах.

Всего существуют две основные группы масел, связанных друг с другом только общими названиями, химическими терминами, но очень разными по составу.

Минеральные масла

Представляют собой смеси углеводородов и по сути являются основным компонентом нефти. Из этих масел делают почти все топливо (дизельное топливо, бензин), и смазочные материалы (например, моторное масло).

Органические (растительные или животные масла).

Они выражаются химически, в виде насыщенного глицерина и ненасыщенных карбоновых кислот (триглицериды).

Эти масла похожи на «жидкие жиры». Производители деревянных духовых инструментов в основном применяют этот вид органических масел, о чем и пойдет речь далее.

Различают:

  • Насыщенные (c сильными одинарными связями между атомами углерода (С)).
  • Ненасыщенные жирные кислоты, такие как олеиновая кислота и линоленовая кислота.

"Ненасыщенными" называются эти жирные кислоты, так как они из-за их двойных связей между атомами углерода склонны к осмолению.

Термин «осмоление» используется для описания процесса, который было бы лучше назвать "сушка" (полимеризация). Все масла, содержащие много ненасыщенных жирных кислот, рано или поздно станут смолистыми (сухими). Вы, конечно, помните липкие остатки на горлышке бутылки с маслом для салата? Некоторые масла сгущаются быстрее, чем другие. С некоторыми этого не происходит. Печально то, когда эти "не высыхающие" масла используются для защиты деревянных духовых инструментов, что говорит об отсутствии опыта, знаний.

К этим вредоносным для инструментов видам масел относятся парафиновые масла, которые относятся к минеральным.

Парафиновые масла

Несмотря на то, что эти масла дают древесине некоторую защиту от влаги, они менее пригодны по звуковым параметрам. Кроме того, эти масла плохо держатся в порах древесины, так как многие из их компонентов являются летучими или могут быть размыты конденсацией.

Льняное масло

Много десятилетий и скорее столетий это масло использовалось для всех возможных целей по деревообработке. Также можно найти упоминания о том, что это масло должно использоваться свежим из-за быстро распространяющегося, неприятного "прогорклого" запаха. Это вызвано расщеплением масел на компоненты, в том числе некоторые пахучие полиненасыщенные жирные кислоты (напр. запах рыбьего жира).

Для промасливания духовых рекомендуется использовать масло с холодным отжимом, свежее льняное масло.

В поисках «наиболее подходящей смеси масел для инструментов», есть еще один критерий для рассмотрения – воздух!

Для качества звука важную роль играет процесс сушки масла кислородом. Это говорит о том, что помещение в масляную ванну (и даже будь это льняное масло) не может быть оптимальным решением.

Масло должно покрывать все внутренние стены в виде тонкой пленки так, чтобы через поры древесины мог поступать атмосферный кислород с целью окисления и дальнейшей полимеризации. Но как довести масло в глубину древесины, не закупоривая поры тем же самым процессом?

Цитрусовый терпеновый растворитель является решением в самом прямом смысле этого слова.

Цитрусовый терпен является естественным, крайне неустойчивым (воспламеняющимся) растворителем. Его производят из растительных эфирных масел. Так как это чрезвычайно текучее вещество, оно проникает глубоко в древесину, впитывает маслянистые компоненты, которые после испарения растворителя остаются в виде очень тонкого покрытия на всех внешних и внутренних поверхностях.

Время и терпение также являются важными инструментами

Конечно, процесс осмоления занимает много времени. Но он может быть ускорен путем использования масляных смесей.

Так выглядит идеальная формула смеси для деревянных духовых инструментов:

Льняное масло + Конопляное масло (всё холодного отжима) + Цитрусовый терпен + Кварц+ Терпение.

Регулярное применение небольших количеств этой смеси масла приводит к образованию влагостойкой древесины, полной звука, насыщенного обертонами инструмента.

Подводим итоги

Древесина для инструмента, когда он еще новый, очень чувствительна и должна быть обработана с соответствующей осторожностью. Максимальное качество поверхности древесины по - настоящему достигается только спустя несколько лет. Таким образом, каждый инструмент должен быть регулярно смазан в начале и в первые годы эксплуатации. Важно также использовать свежие масляные смеси, так как масло быстро превращается в смолу.