Найти тему
Размышляхи

Фигуры психики, или Сам себе Родитель, сам себе Ребёнок

В психике у каждого из нас есть условные Фигуры (или Образы, или Ипостаси) — ребёнка, родителя и взрослого. 

И каждая из этих трёх фигур может иметь как свою светлую (позитивную, любящую, наполненную радостью) сторону,

так и тёмную (наполненную болью и потому нападающую, атакующую) сторону.

Внутренний Критик, который может вырасти аж до Внутреннего Палача, — это тёмная сторона фигуры Любящего родителя.

Поэтому возможность Дорастить (доразвить) светлую, любящую часть Родительской Фигуры приносит радость и облегчение психике.

Также здорово помочь себе ДОЛЮБИТЬ своего Внутреннего ребёночка — и это вернёт себе радость и удовольствие от жизни, от отношений, от эмоциональной близости в отношениях.

Фигура Взрослого – это такая регулирующая фигура, которая помогает найти спрятавшегося, испуганного ребёночка и не дать разрастаться Нападающему Родителю так, чтобы заполнить всё собой. 

Но бывает и наоборот – так, что обиженная детская часть всё собой затапливает, и тогда Мудрый Взрослый помогает запрятавшейся в тень бессознательного Родительской фигуре наладить контакт с детской частью.

В самом счастливом варианте мы имеем возможность более свободно переключаться с одной позитивной (светлой) фигуры (или роли) на другую — в зависимости от ситуации.

Например, что-то пошло не так, и тогда Любящий Родитель поддерживает и помогает вернуть себе опору, поддерживая себя самоодобрением. 

А вот наступила ситуация, когда можно, наконец, расслабиться и кайфануть от жизни и от общения — и тогда "включается" ребёночек и психика наслаждается жизнью в полной мере. 

В общем, этим вот ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ фигур (ролей) и занимается Взрослый, который, как регулировщик на дороге, разруливает ПОТОКИ или психические процессы: кому и куда двигаться, какую защиту включить и на какую внутреннюю фигуру переключиться в данный момент. 

А ещё что интересно. 

В отношениях мы тоже включаемся друг В друга разными своими фигурами психики. Если они у нас и у партнёра по коммуникации застывшие, неподвижные (ригидные), то зарождается и крепко держится связка "родитель и ребёнок", или "нападающий и жертва". 

Более здоровый выход в том, чтобы каждому почаще переключаться на позицию взрослой фигуры для общения на равных: без претензий и обид, а со свободой и риском открыто говорить о своих чувствах и потребностях, плюс также и о чувствах и потребностях партнёра по коммуникации, и о том, что можно можно сделать по-новому в контакте друг с другом. 

Замедление (паузы), 

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ на наблюдение и

само по себе наблюдение 

при честном (без ловушек самообмана, а о них я писала статью несколько ранее) проживании чувств и потребностей – это этапы и процессы ОСОЗНАННОСТИ, которая рождает новые способы взаимодействия с миром (новые способы контакта или удовлетворяющей ВСТРЕЧИ).

Для себя ещё я поняла что, как только начинаются самокритика и самообвинения, то никакой это не Мудрый Взрослый, а это тот самый Тёмный Родитель под видом Взрослого с умным видом опять нападает и атакует.

Он же, блин, такой хитрюга, что ради нападения любые формы готов принять 🤭

В общем, я поделилась своим пониманием этих моментов. Может, вам это пригодится тоже. Буду рада любому обсуждению: я люблю взглянуть на один и тот же вопрос с разных точек зрения 🥰

_________

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтоб не пропустить выпуск следующих статей!