Прокуратура выяснила, что в Алтайском крае региональные нормативы объемов медпомощи и финансовых затрат на оказание соответствующих услуг, а также подушевого финансирования больниц в 2023-2024 годах не соответствуют федеральным нормам. От этих показателей в том числе зависит материальное обеспечение ЦРБ, и в крае они занижены. В связи с этим надзорное ведомство обратилось в суд с требованием признать утвержденные властями цифры недействующими и выиграло дело. Информация об этом размещена в картотеке Алтайского краевого суда. Ранее министр здравоохранения региона Дмитрий Попов заявлял, что подушевое финансирование больниц необходимо пересмотреть, и просил депутатов Заксобрания обратиться для этого в правительство РФ. Оказалось, что местные чиновники сами «порезали» бюджеты, причем значительно.
В конце апреля прокуратура Алтайского края обратилась в суд с иском к правительству региона, потребовав отменить некоторые положения «Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов», которые кабмин региона утвердил в прошлом году с рядом последующих поправок. Надзорное ведомство просило признать недействующими ряд показателей, касающихся объемов предоставления и финансирования медицинских услуг, от которых зависит распределение денег по больницам. Примечательно, что прокурор Антон Герман лично вел данное дело.
Как указано в опубликованном решении Алтайского краевого суда, претензии в том числе касались подушевых нормативов финансирования медучреждений за счет бюджетных ассигнований из казны региона. Так, если на 2022 год в расчете на одного жителя должны выделять 3875,3 рубля, то на 2023 год власти планировали резко снизить сумму до 2993,92 рубля, в 2024-м – изменить до 3014,19 рубля. Это значения без учета средств федерации и ОМС. В самой территориальной программе прописано, что они устанавливаются с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств, в том числе в части зарплат медработников.
Как выяснила прокуратура, установленные величины на 2023-2024 годы значительно меньше, чем должны быть. Дело в том, что на уровне субъектов они утверждаются с учетом федеральной программы и должны ей соответствовать. Однако краевое правительство почему-то их существенно занизило.
Федеральной программой предусмотрено повышение подушевых нормативов финансирования: в 2023 году – 4030,3 рубля, в 2024-м – 4191,5 рубля. Согласно позиции прокуратуры, в регионах суммы должны быть не меньше.
Более того, занижено было не только финансирование, но и нормативы объема оказания и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. К примеру, в разделе первичная «медико-санитарная помощь с профилактической и иными целями» норматив посещения амбулатории установили на уровне 0,1995 на одного жителя на период 2022-2024 годов. Иными словами, чиновники рассчитали, что за таким видом услуг могут обратиться в среднем примерно два из десяти человек в течение года. Однако федеральной нормой установлен норматив на уровне 0,73, то есть семь из десяти – разница более чем в три раза.
Аналогично на уровне края неправомерно «порезали» объем помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в связи с заболеваниями на тот же период. В крае он равен 0,0956, а должен быть не менее 0,144. Медуслуги в условиях дневных стационаров установили в 0,003374, а норма на федеральном уровне - 0,004. Случаев госпитализации в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной медпомощи в условиях круглосуточного стационара в алтайских больницах запланировали в 1,7 раза меньше, чем положено в РФ - 0,008245 против 0,0146. Паллиативную помощь в стационарных условиях, включая койки и сестринский уход, определили на уровне 0,0201757 койко-дней на человека в 2022 году, в 2023-2024 годах - 0,020176. Это более чем в 4,5 раза меньше, чем требуется - 0,092. Отметим, что речь шла только о средствах ассигнований краевого бюджета, и к нормативам в рамках ТФОМС, которые значительно выше, у прокуратуры претензий не было.
Прокуратура требовала признать данные показатели недействительными. Примечательно, что чиновники алтайского правительства пытались с этим спорить, так как нарушений в этих цифрах не увидели. К примеру, представительница правительства края утверждала, что территориальная программа принята с соблюдением всех процедур, а законодательством якобы не прописана необходимость устанавливать значения не ниже установленных федеральной программой. Аналогичную позицию занял Минфин региона, добавив, что программа была сформирована без дефицита.
С ними был солидарен представитель краевого Минздрава. Он пояснил, что территориальная программа разрабатывалась с учетом «реальной потребности населения и фактических объемов медицинской помощи за 2020-2021 годы». Более того, чиновник указал, что в регионе будто бы снижается доля первичной и общей заболеваемости туберкулезом психическими заболеваниями, наркологическими расстройствами, первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем ответчик сослался на недостаток узкоспециализированных кадров в амбулаторном звене в сельских медорганизациях, соотношение пациентов, нуждающихся в круглосуточном наблюдении врачей и получающих лечение в условиях дневного стационара.
При этом доводы министерства со стороны кажутся слабыми по ряду причин. К примеру, в 2022 году был зафиксирован существенный прирост случаев ВИЧ-инфекции, а проблема с туберкулезом продолжает оставаться актуальной по причине нехватки профильных медучреждений, в том числе из-за долгостроев - показатели заболеваемости в Алтайском крае существенно выше среднероссийских. Кроме того, Минздрав сослался на реальную потребность населения и фактические объемы медпомощи в 2020-2021 годах. Однако тогда плановая медпомощь в определенные периоды была почти полностью приостановлена из-за ковида на фоне высокой нагрузки на систему здравоохранения.
Алтайский краевой суд с позицией чиновников правительства не согласился. В частности, на снижение заболеваемости упомянутыми болезнями он привел данные о смертности, которые заставляют усомниться в целесообразности установленных нормативов. Также был опровергнут довод властей о том, что территориальная программа не должна соответствовать федеральной. «Безосновательное снижение нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат приводит к нарушению прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, территориальная программа в оспариваемой прокурором части противоречит нормам федерального законодательства, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания отдельных положений территориальной программы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу», - говорится в судебном определении.
В результате требования прокуратуры были удовлетворены 28 июня. С этого момента у правительства Алтайского края есть месяц на обжалование. В настоящий момент в картотеке нет информации о поданной жалобе. После вступления решения суда в законную силу упомянутые нормативы будут признаны недействующими.
В сложившейся ситуации наиболее любопытно, что в этом году Минздрав, выступавший в ходе спора против повышения нормативов, сам же говорил о необходимости их пересмотра. Эту тему затрагивал глава ведомства Дмитрий Попов в контексте финансирования медицинских учреждений и их долгов. «Существующее подушевое финансирование медицинских организаций не учитывает особенностей Алтайского края - это большая доля сельского населения и очень разветвленная сеть учреждений. Нормативы необходимо пересматривать», - выступал чиновник перед депутатами Заксобрания. Он предложил им обратиться в правительство РФ с просьбой изменить нормативы, и парламентарии пошли на встречу.
Соответствующий вопрос был рассмотрен на сессии АКЗС в конце марта 2022 года. Примечательно, что идея заключается в том, чтобы территориальные фонды ОМС получали больше денег из федерального фонда. Для этого предлагается ввести новые коэффициент заболеваемости населения и коэффициент, учитывающий долю сельского населения. Вероятно, занижение краевых нормативов фактически хотели компенсировать за счет данной инициативы.
Напомним, что недостаток денег в медучреждениях Алтайского края является актуальной проблемой. Например, «Банкфакс» недавно писал, что Рубцовская ЦРБ накопила долгов перед налоговой на сумму более 30 млн рублей. Аналогичная ситуация наблюдается в Завьяловской ЦРБ. По информации редакции, с 2020 года существенная часть районных больниц региона могла начать копить серьезные долги. Агентство направило запрос, чтобы прояснить ситуацию.