Юридические статьи на моем канале в общем редки, но сегодня как раз такой случай - соединить психологию и право.
Не обязательно, чтобы речь шла об акушере-гинекологе, как мы обсуждали в предыдущей статье. Так, как мы сегодня опишем, может среагировать любой врач - от терапевта до ветеринара. Итак, дано: врач выписал лекарство или процедуру - вам, вашему ребенку, вашему питомцу... Вы спросили, как лекарство или процедура действует, зачем они нужны - и врач в ответ вдруг чуть не плачет: "Если Я вам назначил это, значит, это вам нужно! Вы мне что, не доверяете?". А то и пугать начнет, что, мол, будете такие вопросы задавать - откажусь от вас. (Как врач может отказаться от пациента и правомерен ли здесь термин "отказаться" - отдельный юридический вопрос.)
Прав ли врач в такой ситуации с позиций закона? Конечно же, неправ. Врач таким образом нарушает одно из основополагающих прав пациента - право на информацию о состоянии своего здоровья.
Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 22, п. 1
Говоря более простым языком - пациент имеет право на любые уточняющие вопросы по темам, перечисленным в приведенной правовой норме. При этом доктор обязан еще и "выбирать выражения", говоря доступным языком, чтобы его мог понять даже человек, совершенно далекий от медицины и фармацевтики.
Почему же в нашем примере врач обиделся, буквально до слез (или еще вариант с "откажусь" - до активной агрессии)?
На уровне гипотезы можно предположить, что врач изначально шел в профессию за ощущениями если не богоподобности (не будем ударяться в крайности), то своей силы, значимости, власти над пациентом. В представлении такого доктора между врачом и пациентом не может быть никакого равного сотрудничества (на чем основаны положения современного медицинского права, в том числе указанный выше ФЗ). Только иерархия: врач - помогающий субъект - сверху, пациент - нуждающийся в помощи субъект - снизу. И, собственно, такой подход и был в медицине (и вообще в социальной сфере) в СССР. Помню, как мне было пять лет (соответственно, шел 1982 год) и доктор-офтальмолог огрызнулась на меня на вопрос, зачем ей такие сложные линзы и прочие штуки для проверки глазного дна: "Молчи! Я же тебя не спрашиваю, чем твои родители заняты на работе!". А порой и со взрослыми так терапевты разговаривали.
Подобный подход, на котором стоят врачи, мыслящие отношения с пациентом как иерархические, называется патерналистским. От слова "патер" - отец по-латыни. Именно так: я отец - ты несмышленый ребенок, я начальник - ты дурак. Ярчайший пример иерархического мышления. Кроме того, при патерналистском подходе исключена всякая индивидуальность пациента: объект исследования - болезнь, пациент - материал. Всем с одинаковым диагнозом - одинаковый протокол лечения.
От патерналистского подхода в помогающих профессиях уже давно принято решение отходить. В пользу подхода сотрудничества, или коллаборации (по-французски), или коворкинга (по-английски). При сотрудническом подходе каждая сторона отношений имеет свои права и обязанности примерно в равном объеме, что и закрепляет наш современный ФЗ "Об основах охраны здоровья". Есть как обязанности пациента - так и обязанности врача, и как пациент, так и врач должны им следовать. Кроме того, при подходе сотрудничества именно в медицине приветствуется принцип "лечу не болезнь - лечу пациента", с его индивидуальными особенностями.
Итак, если доктор обижается на ваши "почему" - скорее всего, вам попался доктор-ретроград, живущий еще старыми ценностями. Сотрудничества с таким врачом на равных не получится, это надо просто принять. Хотите ли вы наблюдаться у такого врача - решать вам. Теоретически вы можете даже пожаловаться руководству этого врача на то, что он не соблюдает законодательство. Но каким будет итог ваших жалоб с точки зрения отношения доктора к вам - не знаю, но в том числе отношения могут вконец испортиться.
В следующей статье я расскажу о юридических и психологических аспектах выбора врача.