Найти тему

Знакомство со старинным селом Лядины. Часть вторая.

ЛЯДИНСКАЯ ВОЛОСТЬ 2 часть

ЛЯДИНСКИЙ ПОГОСТ (описание допожарное)

В «Дозорной книге по городу Каргополю» (1648) говорится: «Волость Лядина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятые Богородицы, да другая церковь страстотерпца Христова Георгия, строение приходных людей...»
Лядинский погост всегда играл уникальную организационную роль в Лядинской волости: в центре сакральное пространство, а от него лучами расходятся деревни. Первые церкви в XVIII в. были заменены другими, существующими и поныне. Сведения из документа за 1824 г.: «Церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы двоетажная, святого священномученика Власия, построена в 1743 г.; вторая Богоявления Господня с пределами страстотерпца Георгия и трех святителей великих... построена в 1792 г., обе деревянные, в твердости».

К середине XIX в. храмы не раз подновлялись. 1855 г.: «...Холодная двоетажная с разрешения епархиального начальства в 1839 г. обшита с вону
тесом тщанием прихожан...» Описание церквей, составленное в 1869 г.: «...Зданием обе деревянные, с таковою же колокольнею отдельною, довольно крепки. Покровская обшита тесом и выкрашена
желтой краскою. Ограда кругом церкви тоже деревянная. Престолов в церкви пять: в настоящей холодной вверху во имя Покрова Пресвятые Богородицы, внизу – святого священномученика Власия; в теплой три придела – Богоявления Господня в середине, на правой стороне святого великомученика Георгия, на левой трех Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Ближайшие церкви – Печниковская Козмодамианская в 14, Лекшмозерская Петропавловская в 25 верстах. Часовни четыре, все деревянные». Сведения за 1878 г.: «Холодная согласно разрешения епархиального начальства перестроена с основания в сем 1878 г. ...ограда кругом церквей из дикого камня устроена в 1877 г. Прежде была деревянная».

Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.
Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.

Архивные документы (в основном это отчеты благочинных за разные годы второй половины XIX в.) помогают раскрыть небольшие странички обычной жизни прихода.

1875 г. «Лядинский приход, крыша на ограде весьма ветха. ...При Лядинских церквях необходимо заменить новым тесом крыши на паперти церквей. ...Окраска же вновь обшитой Георгиевской церкви в Лядинском приходе окончена в минувшее лето»
1882 г. Лядинское волостное правление из сельских общественных сборов (всего 261 руб. 9 коп. )выделило на «поправку церкви – 244 руб., в пособие просвирни 9 руб. 77 коп.»
1895 г. «...за 2-ю половину 1895 года: ...В Лядинском приходе на Богоявленской церкви перекрашена
крыша и главы медянкою на масле, кресты устроены новые и выкрашены белилами. Ремонтировка
произведена на счет прихожан, кои суммы употреблено 247 руб. Церкви обе в сем приходе благолепны снаружи, но внутри – как в Покровской, так и Богоявленской церквах иконостасы пооперханы и требуют поновления» (отчет И. Енохова, 1895 г.).
1897 г. «Скуднее всех Лядинская церковь. Более
всех могут похвастаться Тихмангский, Ловзангский и Ошевенский приходы... где больше книг...»

Лядинские храмы, несмотря на все потрясения XX в., сохранились. Поэтому существует достаточное количество описаний архитектурных особенностей этих церквей. Главный храм Лядинского погоста – летняя шатровая Покровская церковь – относится к редкому в деревянном зодчестве типу двухэтажной шатровой церкви «восьмерик на четверике с трапезной», представляет собой высокий двухэтажный четверик, на котором покоится восьмерик, увенчанный высоким шатром. С западной стороны – двухэтажная трапезная. С востока – алтарный прируб, увенчанный бочкой. Покрово-Власьевская (так ее еще называли) церковь поражает своими размерами – это величавые хоромы. Срубить такую махину могли только мастера, вооруженные многовековым опытом (ее высота 42 м). Особенно величав шатер храма, едва ли не самый большой среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья. Храм огромен, но громадность его не давит, он соизмерим с человеком. «Интерьеры церкви также значительны. Внизу находилась Власьевская зимняя церковь с трапезной – сумрачное помещение с приземистым потолком. Верхнее помещение Покровской церкви более просторное, облегченное. Как в верхней трапезной, так и в нижней мощный брус потолочной матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого профиля». На втором этаже церкви сохранился резной позолоченный иконостас и расписное небо.

Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.
Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.

Вторая церковь Лядинского погоста – Богоявленская, по мнению Г.П. Гунна, «очаровывает своей прихотливой живописностью. Церковь эта – прекрасный пример неисчерпаемости форм деревянного зодчества». Двенадцать глав церкви украшают ее основной объем и алтарное завершение. Богоявленская церковь имеет трапезную и уникальное «круглое» крыльцо, имеющее шестигранную лестницу, укрытую полушатром на резных столбах. Внутри свод шатра изображает синее небо, усыпанное белыми звездами. В Каргопольском музее хранится метрика Богоявленской церкви. (Богоявленскую церковь также называют и Георгиевской.) Данная метрика представляет собой вопросы и ответы на них, составленные священником Лядинского прихода Михаилом Иоанновичем Реговым. Из нее мы узнаем, что «церковь Богоявления Господня основана в 1792 г. Богоявленская церковь была построена на месте ветхой. Главный мастер, строивший церковь, неизвестен. В 1874 г. церковь была обшита тесом и окрашена белилами. Кресты на главах осьмиричные. Церковь внутри устроена в виде палаты квадратной. ...Алтарь троечастный, но без разделения, в правом предъалтарии устроен придел во имя великомученика Георгия, а в левом предъалтарии устроен во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста».

Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.
Фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.

«Третий памятник Лядинского ансамбля» – колокольня. В указанной метрике говорится о том, что колокольня построена в 1820 г. крестьянином
Лядинского прихода Гавриилом Ефремовым Солодягиным. В 1884 г. колокольня была обшита и окрашена белилами, а шатер медянкой.

С 1936 г. службы в церквях Лядинского погоста не проводились. В период советской власти в Покровской церкви и в колокольне хранили зерно, а
Богоявленская – пустовала. В 1993 г. Лядинский архитектурный ансамбль был передан как памятник архитектуры Каргопольскому музею. В настоящее время храмовый комплекс бывшего Лядинского
погоста используется как объект экскурсионного показа. В Покровской церкви по большим праздникам проходят службы. С 2000 г. на памятниках ведутся противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы. Реставрация Богоявленской церкви начата в 2004 г. с полной раскатки памятника; собрана в 2009 г. К настоящему времени (к 2010 г.) восстановлены кровля, главки, алтарь, оконные и дверные проемы.

Рассказывает Л.Б. Викулова: «Когда храм раскатали и убрали последние венцы, первые самые от фундамента, мы нашли старинные монеты 1747 и
1812 гг., а когда стали возводить вновь, восстанавливать его, и опять же под алтарные углы положили те две монеты, а под остальные углы положили новые юбилейные монеты с Каргополем, десятирублевые. Это обязательно делали. Также монеты бросали в колодцы, серебряные. Четыре года назад восстанавливали у нас колодцы, чистили, в одном из колодцев в д. Рубцово нашли серебряные деньги Петра I, но люди в деревне суеверные, верят во все приметы, поэтому пытаются то, что взяли, вернуть все обратно, кто истинно верит во все это. Деньги бросили обратно. ...Новые дома строят – то же самое – под углы денежки ложат и, как в старину, простилают первые ряды берестой, чтобы дерево дышало, очищало все. Очень много с берестой поверий ходит, что ветки березы, когда дом строится, сначала в церковь приносят, потом в дом несут. Береза очищает. Еще бабушка меня учила: когда человек болеет, или что-то есть у него нехорошее, – иди к осине, обними ее и постой, чтобы она у тебя забрала все плохое. Потом подходишь и обнимаешь березу – и береза тебе дает все хорошее».

Текст и фото из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.

#Лядины #гавриловская #каргополье #деревня #лядинскийпогост