Найти тему
Учительская

Увлекательные занятия

К вам в образовательную организацию пришел ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Как помочь родителям в обучении и воспитании такого ребенка?

Согласно ст. 79 ФЗ-273 к группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети с нарушением слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, дети-инвалиды и другие. Статус ребенка с ОВЗ присваивается Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК).

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования.

В школе №1034 уже не один год функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и нарушениями зрения. Мы готовы поделиться с вами опытом нашей работы.

Как только в дошкольную организацию родители (законные представители ребенка) приносят заключение ЦПМПК, свою работу начинает психолого-педагогический консилиум (ППК), который анализирует заключение ЦПМПК и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). ИОМ отражает направления работы по всем образовательным областям, деятельность как профильных специалистов, так и воспитателей, воспитателей по физической культуре, музыке.

В штате нашей образовательной организации работают квалифицированные специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи. Воспитатели компенсирующих групп окончили модульные курсы или имеют специальное образование, позволяющее учитывать и понимать особенности каждого ребенка с ОВЗ. На основании ИОМ наши специалисты разрабатывают план индивидуальной коррекционной работы для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Ежедневные занятия со специалистами проходят в игровой форме с использованием современных методик. Уже несколько лет все наши дошкольные отделения работают по лексическим темам, составленным учителями-логопедами. Работа по лексическим темам позволяет не только систематизировать, но и обогащать знания и представления детей в соответствии с их возрастом. Мы стараемся шагать в ногу со временем, поэтому используем в своей работе новые, современные технологии. Учителя-логопеды создают и применяют в своей работе интерактивные игры и задания, начали вести авторскую рубрику на образовательном портале «Игры и занятия для дошкольников» на базе ГППЦ.

Педагоги с детьми участвуют в рейтинговых конкурсах. В 2020‑2022 годах наши воспитанники стали дипломантами конкурсов «Огонь – друг, огонь – враг», «1+1», «Карусель».

Многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ распространяется и в печатных изданиях: наши специалисты не только пишут статьи для журналов, но и оказывают методическую поддержку в разработке макетов рабочих программ. Эти разработки были опубликованы в учебном пособии «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ» для вузов под редакцией Н.В.Микляевой. Педагоги-специалисты регулярно участвуют в составлении методических рекомендаций для сборника «Дети с ОВЗ в детском саду».

Педагог-психолог вместе с творческой группой воспитателей является инициатором создания мультстудии для детей с ОВЗ «Юные мультипликаторы», которая не раз занимала призовые места в городских конкурсах: 2018 год – конкурс «В науку первые шаги», 2020 год – Всероссийский конкурс «Мир анимации», 2021 год – конкурс «Я открываю книгу» (дипломы I, II, III степеней и Гран-при). А увлекательные занятия педагогов-психологов в сенсорной комнате дают возможность малышам расслабиться и получить заряд бодрости и хорошего настроения.

Успешная и результативная коррекционная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в образовательном процессе. Консультации, открытые занятия, совместные утренники, викторины и спартакиады позволяют сделать процесс обучения открытым, доступным и понятным для родителей.

Система работы с детьми с ОВЗ, созданная на базе дошкольных отделений школы №1034, обеспечивает плавный переход детей на школьную ступень обучения, решая задачу их успешной интеграции и гармоничного вхождения в социум.

Коллектив школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».