Мне задали недавно этот вопрос, при чем не первый раз в жизни. Решила ответить здесь, может еще кому пригодится. Репетиторство очень востребовано. А в связи с изменениями, происходящими в сфере образования, эти услуги станут вскоре еще более популярны. В Корее, например, внешкольные занятия - обязательная часть образования, в школе дают минимум, ориентируясь на основную массу (никакого индивидуального подхода), остальное "добирайте" у репетиторов и в "хагвонах" - частные мини-школы. Думаю, нас тоже это ждет.
Итак, инструкция начинающему репетитору.
Если нет предложений от родителей, даем объявление. Можно на Юле, Авито, Фарпосте, а можно и просто по группам в Ватс-ап раскидать. Будьте готовы, что родители спросят вас об образовании, опыте, месте основной работы. Если вы работает в школе, то дефицита в клиентуре не будет. А если нет, нужно внятно объяснить почему: не школа меня "не хочет", а я ее, потому что... и т.д.
Без опыта тоже вполне возможно. Студенты меньше берут за свои услуги, многих родителей это прельщает, а потом, если вы с ребенком контакт найдете, результаты покажете, то "сарафанное радио" вас само распиарит. Случается, что человек без опыта преподавания способен объяснить ученику тему лучше, чем давно практикующий учитель. Есть у некоторых талант просто и ясно излагать. Встречала и тех, кто много лет работает, а дети отзываются "она будто по-китайски говорит, мы ничего не понимаем", хотя этот учитель может быть очень подкован в своем предмете, но передать свои глубокие знания ему не удается.
Цель, задачи.
Для начала оговариваем с родителями чего именно хотят. Кому-то нужно ГИА сдать (ОГЭ или ЕГЭ - есть разница), кому-то подтянуть "хвосты", кто-то хочет выйти на уровень "олимпиадника", а есть такие родители, которым достаточно чтобы с их ребенком просто выполняли домашнее задание. К последним я не очень стремлюсь, вообще избегаю. Там обычно очень низкая мотивация и невысокие цели. Именно с такими детьми сложно, потому что им что с репетитором решить, что с ГДЗ списать -разницы нет. Сделали домашку и успокоились, а когда я говорю, мол, остались пробелы, надо сделать это, доучить то и т.д., встречаю сопротивление "не мытьем, так катанием". Мне просто неинтересно, в школе хватает. Но для начинающего частного учителя - это тоже вариант, чтобы набраться опыта.
Диагностический урок.
Первое занятие - диагностика: выявляем уровень подготовки, он часто не совпадает со школьной оценкой и мнением родителей или самомнением учеников. Можно услышать "У него хорошо с английским" или даже "Я в английском шарю")) А на деле выясняется, что это иллюзия, поддерживаемая школой потому что, например, оценки по инерции ставят, был когда-то отличником, а теперь "тянут".
Чтобы диагностику результативно провести, нужно заранее знать какой учебник, конечно. Если нет еще своих наработок, то в интернете много готовых. Там на любой вид деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование и т.д. Это про иностранный язык, но по другим предметам тоже все найти можно.
Диагностический урок по обычной цене, никаких "он же пробный". Каждый труд должен быть оплачен, я считаю. И оплата по окончании урока, тоже из собственного негативного опыта, а то много что бывало.
На второй урок приходим с результатами.
Рассказываем о них (отдельно!) сначала родителю, потом ребенку. Будьте готовы встретить удивление и даже обидки "Как так, нас же хвалили".
Вот здесь расставляем условия "на берегу". Д/з репетитора- непременно к выполнению, равно как и д/з в школе, никаких "я забыл". Причем д/з я делю на "обязательные" и "необязательные".
Пример: пройдена конкретная тема, надо выполнить упражнение на следующий день после урока (именно на следующий, а не в тот же, так лучше в голове остается) - это обязательно, а также даю аудиоматериал, который слушаем в свободное время (его может не быть, да и желания тоже) - дело ваше, хотите лучший результат - прослушаете.
Составляем план под конкретного ученика.
Планы такие у меня в свободной форме, как удобно. Например. Ваня, 5 класс. Оценка в школе "3", цель - "4". "Западают темы .... (перечисляю с процентом выполнения). Период запланированных занятий - месяц, 3 раза в неделю, значит на каждую из 6 запущенных тем по 2 занятия. Дальше конкретно на каждый урок "раскидываю" себе по видам деятельности, это почти как в школе урок планируем. Показателем текущей усвояемости являются д/з репетитора, ну никуда без них. А в конце периода снова диагностика и рядом с предыдущими результатами нынешние выставляем. Знакомим родителей и ребенка с ними, бывает, что сотрудничество надо продолжить, а бывает что уже достаточно.
С постоянными немного иначе, диагностику провожу по разделам/темам. Урок делю на три части: "вчерашний" уровень (повторение, наверстывание при необходимости), "сегодняшний"(то, что сейчас в школе проходят, но более углубленно) и "будущий" (чуть с опережением, например, Ваня еще в 5 классе, готовим понемножку ВПР, который в 7).
Я встречала репетиторов, которые не планируют ничего, а по ситуации ориентируются, но это не по мне, я и в личной жизни все планирую, если хочу результат.
Одна знакомая сказала мне, что ей нет дела до того, понял ученик или нет, дословно: "Час отбарабанила и ушла", сочувствую ее клиентам.
Я тоже пользуюсь услугами репетиторов (старший сын в 11 класс перешел), некоторые так и работают, как вышеупомянутая тетя. Я быстро все понимаю, меняем учителя. Так и вас поменяют, если будете "лажать", а репутация кормит.
Об учебниках. Я пользуюсь диагностическими сборниками и готовыми упражнениями к проходимому в школе учебнику. Для углубленного изучения выбираю исходя из уровня ребенка и даже характера. Одному хороший, но скучноватый справочник прекрасно идет, а кому-то надо более развлекательного характера, а то уснет))
Родителей с урока "гнать"))) Они только мешают, честное слово. Ребенок раскроется быстрее, контакт установится и слышать он вас будет лучше! Разбавляйте урок шутками, неформальный стиль общения только в плюс, по моему опыту. Часто новые ученики в тетради "по репетиторству" стремятся соблюсти орфографический режим, что-то подтирают, равняют, хватаются за линейки и карандашики... Это только время отнимает и отвлекает от главного. Я говорю: "Мы не в школе, пиши, как удобно, можно даже рисовать, если тебе так лучше".
Про нарисовать ... Я имею в виду ассоциацию нарисовать или проиллюстрировать для "зацепки" в памяти. Стишок учили в начальной школе, никак не запоминается, ребенок весь сжался. В конце каждой строчки схематично и смешно я нарисовала того, про кого в этой строчке говорилось (кот, птичка, дерево и т.д.). Ребенок посмеялся, расслабился и ХОРОШО прочитал. А потом оставили уже одни картинки, без слов - рассказал. И на урок мои каракули взял)) Первая в жизни "5" по английскому!
Если вы хороший репетитор, то это не просто ваш ЗАРАБОТОК, но и еще ПОЛЬЗА детям.