Найти тему

Разорение церквей. История колоколов

20-30-е годы прошлого столетия черной нитью вписаны в историю нашей страны. Это годы репрессий. 26 февраля 1922 года ВЦИК было принято постановление об изъятии церковных ценностей, что и стало началом полного разграбления храмов и монастырей по всей России, а затем и жесточайших репрессий государства в отношении священнослужителей.

Преображенская Церковь с. Белое
Преображенская Церковь с. Белое

Особенное внимание наших политических деятелей было уделено полному уничтожению всех представителей религии. Репрессиям подверглись не только священнослужители, но и все те, кто имел хоть малейшее отношение к церкви: старосты, служащие, прихожане. Для борьбы с ними была даже создана всероссийская организация – Союз воинствующих безбожников.

Снятие крестов и сожжение престола Анастасиевской церкви. 1913 г.
Снятие крестов и сожжение престола Анастасиевской церкви. 1913 г.

Священников Василевского уезда (ныне г.о.г.Чкаловск) постигла та же участь. Они были репрессированы, многие расстреляны, отправлены в лагеря. Церкви были разграблены, все ценности изъяты и вывезены. Серебряные вещи пошли на переплавку и чеканкуновых монет. Красивейшие крепкие здания в большинстве своем были переданы на усмотрение местных властей. Кирпич от разрушенных храмов шел на строительство домов и хозяйственных построек. В уцелевших зданиях расположились административные учреждения или разного рода предприятия. Так в селе Василева слобода (г.Чкаловск) в Троицкой церкви оборудовали электроподстанцию, генератор которой стоял прямо в алтаре. В Воскресенской - долгое время размещался пищекомбинат, производивший конфеты, соевые пряники и патоку.

В старообрядческой церкви Михаила Архангела расположился Дом пионеров.

А в Катунском храме Рождества Пресвятой Богородицы разместились электромеханические мастерские.

Многие церкви по селам переоборудовали под клубы, школы и склады.

Старожилы вспоминали, как во время закрытия церкви приезжали откуда-то подводы, чаще всего с солдатами, на которые грузили все самое ценное, и увозили в неизвестном направлении.

Интересна в этом отношении история церковных колоколов. Так в селе Сицкое из храма Преображения Господня были вывезены все колокола и чугунная ограда. Когда сбрасывали с колокольни большой колокол – благовест, он с тяжелым гулом наполовину ушел под землю. Маленькие колокола сбрасывали прямо на него, и они разбивались на осколки.

В Спасо-Преображенском храме с. Пурех была звонница из семнадцати колоколов. Среди них - самый большой во всей округе весом - 740 пудов (около 12 тонн). Когда звонили в колокола, говорили, что даже в г.Городце был слышен его «голос». Но в 1936 году колокола вывезли и переплавили. Лишь один из них, весом около 100 кг. в наше время хранится в краеведческом музее г. Городца. В храм его вернуть не смогли.

Катунски Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Катунски Собор Рождества Пресвятой Богородицы

А вот в Катунках колокол–благовест после многих лет вернулся в лоно церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 50-е годы, при упразднении колокольни, местными властями было принято решение – раздать крупные колокола по близлежащим деревням, чтобы там они выполняли роль набатных, оповещая своим звоном о бедах и пожарах. Самый большой колокол, весом около 1 тонны, был оставлен в селе Катунки и долгое время «служил» в пожарном депо. Во время перестройки в 1990-х годах на него несколько раз покушались, но ворам не удалось его украсть. Однажды даже подъемный кран подогнали, но опять неудачно. Благовестник ни в какую не хотел покидать катунскую землю.

-7

И в 2019 году, с разрешения местных властей он, наконец-то, переехал в ограду родного храма.

Сейчас он возвышается на постаменте, как памятник тем страшным годам.