Натиск санкций из-за рубежа не только не прекращался последние годы, но и после февраля этого года значительно усилился. Как отразились ограничительные меры на одном из самых перспективных направлений сферы судостроения в России, связанном с изготовлением пропульсивных комплексов, «Медиапалубе» рассказал заместитель генерального директора – директор северодвинского Центра пропульсивных систем АО «ЦС «Звездочка» Александр Сивков.
"Центр пропульсивных систем «Звёздочки» – сегодня единственное в России производство, готовое обеспечить проектирование, изготовление и сервисное обслуживание движительно-рулевых колонок (ДРК) мощностью до 9 МВт с ледовым классом до Icebreaker7, а также подруливающих устройств и гребных винтов. Востребованность в ДРК 9 МВт с ледовым классом Icebreaker7 сегодня есть у Росморпорта, в интересах которого на Выборгском судостроительном заводе строится ледокол проекта 21900М2 и у Морспасслужбы, по заказу которой на турецкой верфи STFINE SHIPYARD строится судно проекта IBSV02.
Губернатор поддержал ЦПС «Звёздочки», как поставщика подобных ДРК, обратил внимание на уникальность производства, которое лично посещал, и выразил доверие к нам, как изготовителю", – комментирует Александр Сивков.
Политика прошлых лет, когда без оглядки на последствия покупалось судовое оборудование у зарубежных партнёров, сыграла сегодня с российскими верфями, заказчиками судов, их владельцами злую шутку. По мнению Александра Сивкова, в комплектующих создаваемого в РФ оборудования, есть изделия, которые невозможно заменить отечественными аналогами, так как в современной России их просто нет или их производство было утрачено. Это и явилось второй темой диалога. Для ЦПС это конические зубчатые передачи для редукторов ДРК (ранее зубчатые колеса приобретались в Финляндии).
Центр пропульсивных систем уже несколько лет занимается производством ДРК и подруливающих устройств для гражданского сектора судостроения. При поддержке Минпромторга ЦПС «Звёздочки» сначала выполнил проектирование и изготовление 3-х опытных образцов ДРК различной мощности от 2,5 до 9 МВт и различных ледовых классов от Arc4 до Icebreaker7. Основываясь на результатах работ и полученном опыте, выполнил:
- серийную поставку десяти движительно-рулевых колонок по проектам собственной разработки. Четыре из них находятся в эксплуатации на 2-х буксирах проекта 23470 «Андрей Степанов» и «Сергей Балк».
- 4 колонки имеют мощность 4,5 МВт и поставлены для кабелеукладчиков проекта 15310 «Волга» и «Вятка».
- Еще две колонки мощностью 2,4 МВт ледового класса Аrc5 поставлены на судно проекта 20181 «Академик Макеев», строящееся на «Звёздочке».
- В 2021 году был заключен контракт и предприятие приступило к изготовлению двух ДРК проекта AT32B1, мощностью 3 МВт ледового класса ice3, а в этом году заключён контракт на изготовление двух ДРК проекта АТ40В1, мощностью 4,5 МВт с ледовым классом Arc4.
Во всех проектах ДРК были предусмотрены конические зубчатые передачи (КЗП) иностранного производства («Ata Gears»). Санкционные ограничения стали серьезным препятствием для изготовления этих ДРК в обозначенные контрактом сроки. Невозможность ввоза конических зубчатых передач из Финляндии и отсутствие в России производства по их изготовлению потребовали изменение проектов, поставщиков оборудования и логистических цепочек.
Сейчас производители вынуждены прибегать к заказу комплектующих из Китая, что сопряжено со значительными рисками. Именно поэтому ЦПС предпринимаются шаги по поиску и развитию производства отечественных КЗП. На данный момент рассматривается возможность создания отдельного или развитие на базе существующих производственного участка с Российскими обрабатывающими и измерительными центрами.
Для меня вопрос необходимости обретения реальной независимости в вопросе производства КЗП в России очевиден, так как напрямую связан с независимостью от санкций в создании наших ДРК, и как следствие с возможностью строительства судов, укомплектованных ими. Когда поднимается тема нового производства, возникает вопрос о его окупаемости. Ели считать окупаемость произведенными КЗП, то такое производство окупится через десятилетия, поэтому создание его возможно только при государственной поддержке, – пояснил директор ЦПС.
Полную версию статьи можно прочитать на сайте "Медиапалубы". Санкции требуют комплексных решений — мнение.