Глава 1 и Предыдущая глава
От автора
Идеей для написания рассказа послужила история, поразившая меня до глубины души. Пятнадцатилетний подросток лет ушёл из дома, поссорившись с родителями. Больше его никто не видел. С тех пор прошло почти десять лет.
Каждый родитель любит своего ребёнка. Но в силу нашей тяжёлой жизни - загруженности и усталости на работе, проблем в личной жизни или со здоровьем, нехватке денег и так далее, мы зачастую уделяем меньше внимания своим детям, чем хотелось бы. Забываем говорить им, что их любим. Вечером нам хочется отдохнуть, а у женщин вообще много обязанностей по дому - когда всё успеть? Иногда мы жалеем, что в сутках только 24 часа, так нам не хватает времени!
Подростки, как и дети нуждаются в нашем внимании, участии в их жизни. Им важно, чтобы мы умели слушать не перебивая, когда нужно, могли дать совет. С высоты своего опыта могли помочь решить проблему, с которой они не могут справиться. Очень важно разговаривать, спрашивать у подростка, как прошёл его день, что он чувствует, что его беспокоит. Важно при разговоре выслушивать речь до конца, и только потом высказывать своё мнение. Подросток — не ребенок, поэтому общение с ним у родителей должно складываться на равных. Любые требования и запреты встретят бурную протестную реакцию.
Очень часто подростки "закрыты", им хочется побыть наедине с собой. Это нормально. Если вы видите, что подросток не настроен на беседу, перенесите разговор на другое время. Криком, руганью, против воли, вы точно не добьётесь ничего хорошего и не сделаете отношения более доверительными.
Ошибка многих родителей, что они не могут принять взросление детей как факт. В психологии есть такой термин, как сепарация. Он означает отдаление, то есть расставание с человеком, с которым установлены отношения доверия. В частности, это отделение взрослого ребенка от родителя, его становление как отдельной самостоятельной и независимой личности. Многие родители впадают в крайности, следят за подростками, водят чуть ли не до 9 класса в школу, в течение дня названивают каждый час, проверяя всё ли в порядке. Такое поведение применимо в младшем школьном возрасте, но никак не в подростковом.
Также ошибкой являются многие высказывания, которые отталкивают от себя, тем самым увеличивая между вами пропасть.
"Ты ещё мал, чтобы мне что-то высказывать",
" Вот будет свой дом, тогда и... ",
" Вот Петя молодец, а ты лодырь/бездельник/трус и так далее ",
«Вот будешь зарабатывать, тогда и поговорим»,
«Мне неважно, чего ты хочешь!»,
«А ну быстро, я сказала» .
Следует учитывать, и то, что если в детстве у ребёнка приоритетным мнением считалось мнение родителя, то в подростковом возрасте влияние социума и друзей становится более важным и значимым. Запретить подростку общаться с тем или иным другом в категоричной форме не принесёт никаких результатов, более того, вызовет негативную реакцию в ваш адрес и возможно подросток вообще "закроется" от вас окончательно. Если вы видите, что компания подростка влияет на него неблагоприятно, постарайтесь поговорить с ним спокойно, и убедить его, привести доводы.
Задача родителя не только завоевать авторитет у подростка, но и быть с ним в тёплых, доверительных отношениях. Чтобы от вас не скрывали серьёзные проблемы, которые подросток не в силах решить сам, начиная просить помощи у кого угодно, только не у родителя. Дружеские и уважительные (с обеих сторон!) отношения - залог успеха воспитания.
Послесловие.
Прошло два года после той злополучной истории.
И родители, и дети сделали выводы из сложившейся ситуации.
Елена стала мягче относится к дочери, разговаривать с ней, а Алина делилась с матерью тем, что её беспокоит. Она не боялась больше осуждения матери и рассказывала ей практически обо всём. А мать научилась слушать дочь. В выборе профессии теперь Алине никто не препятствовал, и она благополучно поступила туда, куда и мечтала - в Российский университет транспорта. С Артёмом они так и продолжили встречаться, а в будущем сыграли свадьбу.
Денис поступил на юридический факультет. Мать он жалел и ценил, а та, в свою очередь перестала уделять к нему слишком пристальное внимание, доверяя, и давая больше свободы.
Вадим поступил в университет физической культуры и спорта, а в дальнейшем переехал в Москву.
Несмотря на то, что молодые люди пошли каждый по своему пути, они продолжали общение и не забывали друг о друге.
Самое главное, они нашли общий язык с родителями. Ведь так, как любят родители - не любит никто...