Найти тему

«Спасти камер-юнкера Пушкина»: спектакль, который западает в душу

Этот блог посвящён, преимущественно, кино и книгам, но сегодня будет театральный пост. Есть у меня любимый спектакль - «Спасти камер-юнкера Пушкина». Он поставлен по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца, которую я всем и каждому рекомендую прочитать, но ни в коем случае не вместо похода в театр. Мне довелось побывать на этом спектакле трижды - и вполне вероятно, что в будущем схожу ещё.

Афиша спектакля - Radario.ru
Афиша спектакля - Radario.ru

Как написать о том, что сильно любишь, объяснив, почему любишь именно так сильно и глубоко? Для любви, говорят, не нужны причины. Это симпатии можно объяснить, а в сердце оно просто попадает - и всё, дальше ты с этим живешь, правильно? По крайней мере, с этим спектаклем у меня получилось каким-то таким образом.

Когда я посмотрела трагикомедию «Спасти камер-юнкера Пушкина» впервые, в 2016 году, в родном Санкт-Петербурге, в театре на Васильевском, даже и подумать не могла, что встречу любовь, а не просто проживу хороший опыт погружения в искусство современной пьесы. Но - любовь, как известно, выскакивает нежданно и неотвратимо, как бандит из-за угла.
Про бандитов здесь тоже есть, кстати.

Но - довольно лирики, перейдём к сути. Итак, Михаил Хейфец, режиссёр и драматург, выросший в Ленинграде, написал пьесу, в которой предложил своё переосмысление темы «маленького человека». Судьба обычного ленинградского мальчика, а позже мужчины в советском, а потом и перестроечном обществе, развивается параллельно с судьбой… Александра Сергеевича Пушкина.

Кадр из спектакля - Afisha.ru
Кадр из спектакля - Afisha.ru

Да что там, Александр Сергеевич прочно, я бы сказала, намертво вплетён в жизнь Миши Питунина, который вначале ненавидит «наше всё», а потом всей душой переживает трагизм его судьбы.

Зритель, в свою очередь, тоже переживает, причём для него гораздо больше трагизма. Это и судьба самого главного героя, и всего поколения, и общества, в котором они жили - и мы продолжаем жить в его наследии. Но это не драма, не социальная сатира, не завуалированное политическое высказывание. Это очень добрая, ностальгическая и искренняя история о детстве, молодости и чистых, романтичных мечтах, одна из которых - перенестись в злополучный 1837 год и попробовать спасти камер-юнкера Пушкина.

«Спасти камер-юнкера Пушкина» - одна из самых популярных пьес последнего десятилетия. Мировая премьера состоялась в Московском театре «Школа современной пьесы» в 2013 году. Пьеса - лауреат международных драматургических конкурсов, включая Гран-При фестиваля Золотая Маска как лучшая пьеса года.В настоящее время существует более 40 постановок этой пьесы в любительских и профессиональных театрах (Википедия)


Всё показано с бесконечным теплом и юмором (хохотать будете до надрыва живота всё первое действие и часть второго, не преувеличиваю) - оттого весь трагизм финала в конечном итоге бьет тебя обухом по голове. Ожидаемо - и неизбежно, и так по-настоящему. То, что история Миши, как и Александра Сергеевича, не закончится фантастическим хэппи-эндом, становится ясно с прихода в сюжет перестроечной разрухи. С самого начала и до конца и пьеса, и спектакль выдерживают повествование так, что оно очень близко, без пафоса, без гротеска.
Перед нами жизнь. А в жизни есть место и комедии, и трагедии, и счастью.

Но самое главное и неотъемлемое свойство жизни в том, что она проходит.
И многие, к сожалению, в ней следа не оставляют - тогда как творцы и их наследие переживают эпохи, спустя века оставаясь в сердцах обычных людей. Подчас, для некоторых, даже оказываются самым ярким событием за всё прожитое время.

Кадр из спектакля - Afisha.ru
Кадр из спектакля - Afisha.ru

Я смотрела спектакль в театре на Васильевском, Санкт-Петербург, дважды - в 2016 и 2022 году, и один раз в театре на Неглинной, Москва. Обе постановки достойные и вызывают сильные эмоции, до глубины души трогают обеими линиями - и Миши Питунина, и Александра Сергеевича Пушкина в его неравнодушном пересказе.

Вполне вероятно, что если на момент знакомства с этим сюжетом вы Александру Сергеевичу, его личности, судьбе и произведениям особо трепетных чувств не испытывали, это изменится. У меня, по крайней мере, именно так и произошло.

Кадр из спектакля - с просторов интернета
Кадр из спектакля - с просторов интернета

Но вот, что хочется отметить. Это спектакль целиком и полностью, глубоко петербургский, причём особенно близким он будет для жителя Петроградского и Василеостровского районов (мой случай). Поэтому, по моим ощущениям и опыту, когда смотришь «Спасти камер-юнкера Пушкина» в Санкт-Петербурге, впечатления гораздо глубже.

В Москве было не так. Тоже хорошо, но иначе. Плюс ко всему, опять же, из собственного опыта, в театре современной пьесы на Неглинке значительно хуже со звуком. А здесь важно хорошо слышать каждое слово.

Тем не менее, и в театре на Неглинке мне ничто не помешало испытать те же сильные чувства, что при первом просмотре. Вплоть до слез в конце. И в третий раз, вновь на Васильевском, без слёз не обошлось - то ли потому что я такая сентиментальная, то ли потому что пьеса Хейфеца потрясающая, то ли потому что актёры играют так, будто душой проживают происходящее, и зрительный зал вместе с ними в едином порыве...

Актёры действительно молодцы все. Не могу выделить кого-то одного, специально поэтому никого не перечисляю. Можете сами посмотреть состав вот здесь. Что интересно, в 2022м году я пересмотрела спектакль с ровно теми же актерами, которые так впечатлили меня в 2016м, при первом знакомстве со спектаклем. Что ж, за шесть лет ничего не изменилось: всё так же выкладываются, всё так же живут на сцене. Видно, что очень любят этот спектакль, играют с огромным удовольствием. Любят и зрители - билеты всегда надо успевать ловить, раскупаются быстро, посадка в зале полная. Поэтому рекомендую отслеживать заранее - и обязательно идти, «Спасти камер-юнкера Пушкина» заслуживает просмотра. Особенно, если вы в Петербурге.

Допускаю, что через некоторое время посмотрю этот спектакль в ещё какой-нибудь постановке, неважно, в каком городе. Причины простые: я его полюбила и теперь показываю близким людям, друзьям и семье. Конечно, с личным сопровождением.
Потому что по любви.

Спасибо автору пьесы, режиссерам, актёрам и популяризаторам этого чудесного спектакля. Это тот случай, про который говорят «искусство лечит душу».

А закончу этот довольно неформатный для моего блога текст (и неформальный!) фотографией очень счастливой (и немного заплаканной) меня сразу после окончания «Спасти камер-юнкера Пушкина» в театре на Васильевском.

После спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина», 17 июля 2022, театр на Васильевском - личное фото
После спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина», 17 июля 2022, театр на Васильевском - личное фото

Понравился отзыв? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#театр #пьеса #чтопосмотреть #трагикомедия #чтопочитать #современноеискусство #спектакль #хорошиекниги